Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Долгих Н.И., Саттарова В.С. Планирование целей и результата деятельности студентов на уроке математики

Оригинaл материала размещен в выпуске № 10 (12)https://f.almanah.su/12.pdf


Важнейшей задачей, в современном динамично меняющемся мире, является совершенствование образовательного пространства, уточнение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Современным студентам требуется овладеть умением управлять своей образовательной деятельностью, а для этого необходимо овладеть навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует от деятельности преподавателя нового, инновационного содержания.
Основу содержания деятельности преподавателя составляют три важнейших этапа занятия: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Целеполагание первый и, на наш взгляд, очень ответственный этап, а выполнение целей урока доказывает его результативность.
Несмотря на переход к стандартам нового поколения, урок остается основной дидактической единицей в системе СПО. На уроке должны формировать общие и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде.
Ключевой характеристикой качества профессионального образования становится требования стандарта требования к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ. Концепция стандартов пополняет традиционный подход, призывающий к формированию знаний, умений и навыков, такими понятиями как компетенция – освоение обучающимися основных способов действий, и компетентность – достижение новых уровней развития обучающегося.
Этап целеполагания занимает основное место в структуре современного урока. Учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на познавательную активность.
Что же такое целеполагание? В педагогике этот термин понимается как «процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения».
При организации данного этапа подбираются средства, приемы, мотивирующие студентов на предстоящую деятельность. При выборе приемов целеполагания учитываются следующие условия: уровень знаний и опыта учащихся; доступность; направленность работы на активную мыслительную деятельность.

Приемы целеполагания

Визуальные

Аудиальные

Тема-вопрос

Подводящий диалог

Работа над понятием

Собери слово

Ситуация яркого пятна

Исключение

Исключение

Проблема предыдущего урока

Домысливание

 

Проблемная ситуация

 

Группировка

 



Прием “Яркое пятно”. Данный прием состоит в представлении студентами набора однотипных предметов, слов, ряда чисел, выражений, одно из которых выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие учитель концентрирует внимание на выделенном объекте. Или представляется сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и пр.)
Затем, совместно выясняется общность предложенного и причину обособленности выделенного объекта. Далее формируется тема и цели урока.
Тема: «Понятие логарифма»
Учитель: “Вы любите слушать музыку? Что составляет музыку?”
Учащиеся высказывают свои мысли.
Учитель: “А можно ли и в математике услышать музыку?”
Идёт обмен идеями, а после учитель даёт историческую справку о музыке логарифмов.
Учитель: “Как вы думаете, какова тема урока?”
Учащиеся формулируют тему урока. По необходимости корректируется тема урока и предлагается сформулировать цели урока. Ученики формулируют цели урока и задачи по их достижению.
Прием “Проблемная ситуация”. Введение в урок проблемного диалога необходимо для определения учащимися границ знания — незнания. Создание на уроке проблемной ситуации дает возможность учащемуся сформулировать цель занятия и его тему. Виды проблемного диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог заключается в следующем: побуждаю учащихся высказывать различные версии решения проблемы. Подводящий диалог строится на цепочке вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу.
Тема: «Основное свойство дроби».
Организуется повторение, с включением проблемной задачи. Класс делится на группы и каждой группе предлагается решить задачу.
- Витя идёт в школу
 часа, а из школы
 часа. Как вы это объясните?
- Мама попросила Витю и Колю прополоть грядки. Витя прополол
 своей грядки, а Коля
 такой же грядки. Кто из мальчиков работал лучше?
- Мальчики соревновались в беге на 600 м. Саша за первую минуту пробежал
 дистанции, а Лёша
. У кого из мальчиков скорость больше?
Возникает ситуация, что обыкновенные дроби, у которых и числитель и знаменатель имеют совершенно разные значения, могут быть равны.
Формулируется проблема и цели урока.
Прием “Группировка”. Суть этого приема заключается в обоснованном разделение на группы ряда объектов. Основанием классификации будут внешние признаки. А вопрос “Почему имеют такие признаки?” и будет задачей урока.
Тема: «Равнобедренный треугольник».
Данный пример показывает, что тема урока будет сформулирована после достижения целей.
Предлагаю провести группировку изображенных треугольников.
Дети группируют.
Учитель: “Что является основанием для классификации?”
Дети отвечают: “Внешний признак: две равные стороны”.
Учитель: “Если мы их выделили в общую группу, то значит, они заслуживают нашего внимания?” Учащиеся формулируют цели и задачи урока.


Приём “Тема-вопрос”. Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Тема урока: «Как сложить два отрицательных числа».
Учитель: “Прочитаем тему урока”.
Ученики: “Как сложить два отрицательных числа?”
Учитель: “Знаем ли мы, как сложить два отрицательных числа?”
Ученики: “Да, с помощью координатной прямой”.
Учитель: “Сложите с помощью координатной прямой числа — 2 и — 7”. Учащиеся дают ответ.
Учитель: “Сложите помощью координатной прямой числа -1000,005 и -2, 99?”
Учитель: “Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?”
На этом этапе осуществляется осознание ситуации с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание и побуждение к формулированию проблемы. Далее переходят к постановке цели. Далее учитель спрашивает детей: “Какова цель урока? Что сегодня вы узнаете? Чему научитесь?” Ученики: “Сформулировать правило сложения отрицательных чисел. Научиться складывать отрицательные числа без координатной прямой”.
Приём “Исключение”. Данный прием заключается в том, что нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор через анализ общего и отличного.
Теме «Степень числа. Квадрат и куб числа».
Учащимся предлагаю рассмотреть ряд выражений:
·           2 * 2 * 2 * 2;
·           17 * 4 * 56 * 120;
·           а * а * а *... * а;
·           3 * 3 * 3 * 3 *3;
·           4 * 4 * 4 * 4;
·           7 * 7 * 7; 5 * 5.
Начинается диалог с вопроса: “Что вы заметили общего в этих выражениях?”
Ученики: “Все выражения содержат только действие умножения”. Задается следующий вопрос классу: “Как вы думаете, какое из этих выражений лишнее?” Ученики называют произведение 17 * 4 * 56 * 120. Далее ведётся диалог с учениками, задавая им следующие вопросы: “Что отличает другие выражения от произведения 17 * 4 * 56 * 120?”, “Как вы думаете, какие из этих выражений можно записать короче?”, “А кто-нибудь знает, как можно записать их короче? И как называются такие записи?” После каждого вопроса дети высказывают свои мнения. Выслушав ответы учеников, учитель знакомит с названием объекта и спрашивает класс: “Как вы думаете, какова тема урока?” Ученики формулируют тему урока. По необходимости корректирует её и предлагает сформулировать цели урока.
Прием “Демонстрация множественности смыслов”.
Тема: «Площадь прямоугольника».
Предлагается учащимся объяснить значение слова площадь. Учащиеся перечисляют следующие словосочетания: Красная площадь, базарная площадь, жилая площадь, площадь прямоугольника и т.д. Какие же из этих понятий относятся к математике. Что понимается под понятием Красная площадь и что означает понятие площадь прямоугольника?
Предлагается классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.
Прием “Моделирование жизненной ситуации” Проецирование на уроке жизненной ситуации посредством ролевой игры или учебной задачи позволяет учителю также решать задачу обучения учащихся целеполаганию в учении. Соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией помогает осознать значимость изучаемого материала.
Тема: «Проценты».
Предлагается решить задачу “На распродаже в универмаге набор ёлочных игрушек стоит 300 рублей. На него действует предновогодняя скидка 10 %. Хватит ли Маше денег купить этот набор, если у неё 280 рублей?” Ученики высказывают различные мнения, но сталкиваются при этом с недостаточностью знаний для ответа на вопрос.
Учитель: “Какова тема сегодняшнего урока?”
Дети формулируют тему “Проценты”.
Учитель: “А часто ли данное понятие встречается в жизни и есть ли необходимость в его изучении?”
Ученики приводят примеры и жизни, где они сталкивались с понятием процент.
Учитель: “Сформулируйте цель урока”.
Ученики: “Узнать, что такое процент? Научиться находить проценты”.
Приём “Индуктор” Данный прием используется при проведении урока в форме мастерской (технология педагогических мастерских). На первом этапе мастерской необходимо затронуть внутренние пружины сознания участников, пробудить желание включиться в учебный процесс, раскрепостить их и заинтересовать тем, что будет происходить. Для этого используется индуктор — странный (парадоксальный) вопрос, побуждающий к активной мыслительной деятельности.
Тема: «Теорема Пифагора».
Начинается урок с небольшого сообщения: “Доказательство этой теоремы считалось в кругах учащихся средних веков очень трудным и называлось иногда Pons Asinorum “ослиный мост” или elefuga - “бегство убогих”, так как некоторые “убогие” ученики, не имевшие серьезной математической подготовки, бежали от геометрии. Слабые ученики, заучивавшие теоремы наизусть, без понимания, и прозванные поэтому “ослами”, были не в состоянии преодолеть теорему, служившую для них вроде непреодолимого моста”.
Следующий вопрос – что же может объединять эту теорему и “стул невесты” и “теорему нимфы”, ставит учащихся в тупик и вызывает интерес. После сообщения названия теоремы, учащиеся формулируют цели урока.
Приём “Работа над понятием” Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в “Толковом словаре”. Далее, от значения слова определяется цель урока.
Тема: «Первообразная функции».
Предлагаю учащимся объяснить значение слова первообразная.
Учитель: “От каких двух слов происходит слово первообразная?”
Ученики: “Первый и образ”.
Учитель: “Значит, что такое первообразная функции?”
Ученики: “Это первый образ функции”.
Предлагается классу поставить цели урока. Ученики формулируют их и определяют задачи по их достижению.
Постановку целей студенты осуществляют под руководством преподавателя на разных этапах обучения: урок, внеурочная самостоятельная работа, внеаудиторные мероприятия и так далее. Цели необходимы для проектирования образовательных действий студентов. Цели предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде профессиональной деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания, самооценку и рефлексию в различных видах деятельности использовать систематически, то данная работа приводит к тому, что студенты достаточно легко начинают формулировать свои цели.
Список использованной литературы
1.       Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения. /Минск: Белорусский верасень, 2009 г.
2.       Брыкова О.В., Громова Т.В. Проектная деятельность в учебном процессе / М.: Чистые пруды, 2010 г.
3.       Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход в обучении и его результативность / М.: Чистые пруды, 2010 г.
4.       Бондарева Н.А. Технологические карты конструирования уроков / М.:Просвещение, 2012 г.
5.       Чернобай.С.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде (серия "Работаем по новым стандартам") (ФГОС)/ М.: Просвещение, 2012 г.
2018-11-03 16:03 2018