НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Крылова О.Г. Семья и детский сад — едины

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (02) https://f.almanah.su/02.pdf


Во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения заложено то, что за воспитание наших детей несут огромную ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны только лишь поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Закон «Об образовании» РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Новизна взаимодействия семьи и ДОУ определяется двумя понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество».
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности семьи и ДОУ, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.
Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Выделяют основные направления работы ДОУ с родителями:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания.
2.Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОУ: принятие участие в организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности, в оформлении групп к праздникам.
3.Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей.
В ДОУ каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Семья и дошкольное учреждение являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Осуществление доверительного и открытого взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ. А именно: отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса. Родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника.
В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы: наглядно-информационные; индивидуальные; коллективные. В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Формы работы ДОУ с семьей воспитанника:
·          Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями.
·          Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи.
·          Консультации - для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.
·          Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.
·          Конференции - предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей и могут носить научно-практический или теоретический характер. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания.
·          «Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов.
·          Семинары – практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника.
·          Клубы по интересам. Работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей.
·          Организация совместных мероприятий (участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу, участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей; участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера; участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы).
·          Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий (просмотр ООД, участие в праздниках и т.д.).
·          Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы и папки – раскладушки.
Особенности планирования работы с родителями.
При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее:
·          Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому.
·          План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОУ в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности).
Педагоги МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики уделяют огромное внимание работе ДОУ и семьи, используют раннее изученные и выработанные формы работы, а также сами разрабатывают новые формы и методы работы с родителями ДОУ. Разработанные старшим воспитателем Крыловой О.Г. тренинги для сплочения родителей группы, активно используют в своей работе коллеги. Целью тренингов является сплочение группы и построение эффективного «командного, группового» взаимодействия, создание доверительных взаимоотношений между родителями и ДОУ.
Примеры тренингов.
1. «Веревочка». Цель: познакомить родителей группы на первом групповом собрании. Описание работы: все участники собрания сидят в кругу в произвольном, удобном для себя положении. Первый по счету участник называет свое имя в уменьшительно - ласкательной форме. Далее следующие по очереди называют предыдущих, затем себя и так до последнего участника. (Пример – 1- Верочка, 2- Верочка, Оленька, 3 – Верочка, Оленька, Ленусик и т.д.).
2. «Дерево желаний». Цель: зарядить положительной энергетикой воспитателя группы, создать доброжелательную обстановку в группе. Описание работы: все участники тренинга сидят в кругу. В центре круга стоит сделанное воспитателем дерево (из любого материала). Воспитатель раздает каждому родителю цветную ленточку. Каждый участник должен завязать эту ленточку на ветку дерева с пожеланием (произноситься вслух) для воспитателя. Пожелание должны быть направлены на хорошую, удачную и плодотворную работу своего воспитателя группы (например, я желаю, чтобы наш воспитатель нашла общий язык с каждым ребенком; я желаю, чтобы наш воспитатель всегда была веселой и отзывчивой и т.д.). Готовое разноцветное дерево остается в группе до выпускного бала. Глядя на него воспитатель будет чувствовать каждого привязавшего ленточку родителя и верить, в то, что родители его всегда поддерживают.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что семья и дошкольное образовательное учреждение – это два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Библиографический список
1.       Антропова М.В. Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей.//Дошкольное образование, 2004, №14.
2.       Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10.
3.       Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.// Дошкольное воспитание, 2003, №6, с. 82.
4.       Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. – Новокузнецк: ИПК, 2002.
5.       Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985.
6.       Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989.
7.       Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002.
8.       Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100.
9.       Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академия, 2000.
10.  Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй.//Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45
11.  Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93.
12.  Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57
13.  Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.
Телефон: 8(906)134-12-12
e-mail контактного лица: olechka-24.11@mail.ru
2017