Во взаимодействии семьи и дошкольного образовательного учреждения заложено то, что за воспитание наших детей несут огромную ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны только лишь поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Закон «Об образовании» РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Продуктивность семейного воспитания в процессе развития детей напрямую взаимосвязана с характером взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Новизна взаимодействия семьи и ДОУ определяется двумя понятиями «взаимодействие» и «сотрудничество». Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности семьи и ДОУ, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода. Сотрудничество – это общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Выделяют основные направления работы ДОУ с родителями: 1.Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на повышение уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания. 2.Включение родителей в содержательную совместную деятельность с ДОУ: принятие участие в организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности, в оформлении групп к праздникам. 3.Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей. В ДОУ каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок. Семья и дошкольное учреждение являются партнёрами в воспитании и обучении детей. Осуществление доверительного и открытого взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ. А именно: отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса. Родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы: наглядно-информационные; индивидуальные; коллективные. В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга. Формы работы ДОУ с семьей воспитанника: · Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. · Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. · Консультации - для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы. · Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера. · Конференции - предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей и могут носить научно-практический или теоретический характер. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. · «Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. · Семинары – практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. · Клубы по интересам. Работа клуба строится на принципах добровольности и личной заинтересованности родителей. · Организация совместных мероприятий (участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу, участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей; участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера; участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы). · Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий (просмотр ООД, участие в праздниках и т.д.). · Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы и папки – раскладушки. Особенности планирования работы с родителями. При планировании взаимодействия с родителями воспитанников целесообразно учитывать следующее: · Важно чётко осознавать цель взаимодействия и в ходе работы придерживаться только её. Она может быть различна: привлечь внимание родителей к улучшению материальной базы ДОУ, показать эффективность педагогической работы коллектива и т.д. Нарушение педагогом данного положения может привести к результату, обратному ожидаемому. · План работы с родителями должен учитывать особенности годового планирования ДОУ в целом, а так же акции и мероприятия, проводимые в районе или городе (например, конкурсы по пожарной или дорожной безопасности). Педагоги МБДОУ «Детский сад №16 «Рябинушка» города Шумерля Чувашской Республики уделяют огромное внимание работе ДОУ и семьи, используют раннее изученные и выработанные формы работы, а также сами разрабатывают новые формы и методы работы с родителями ДОУ. Разработанные старшим воспитателем Крыловой О.Г. тренинги для сплочения родителей группы, активно используют в своей работе коллеги. Целью тренингов является сплочение группы и построение эффективного «командного, группового» взаимодействия, создание доверительных взаимоотношений между родителями и ДОУ. Примеры тренингов. 1. «Веревочка». Цель: познакомить родителей группы на первом групповом собрании. Описание работы: все участники собрания сидят в кругу в произвольном, удобном для себя положении. Первый по счету участник называет свое имя в уменьшительно - ласкательной форме. Далее следующие по очереди называют предыдущих, затем себя и так до последнего участника. (Пример – 1- Верочка, 2- Верочка, Оленька, 3 – Верочка, Оленька, Ленусик и т.д.). 2. «Дерево желаний». Цель: зарядить положительной энергетикой воспитателя группы, создать доброжелательную обстановку в группе. Описание работы: все участники тренинга сидят в кругу. В центре круга стоит сделанное воспитателем дерево (из любого материала). Воспитатель раздает каждому родителю цветную ленточку. Каждый участник должен завязать эту ленточку на ветку дерева с пожеланием (произноситься вслух) для воспитателя. Пожелание должны быть направлены на хорошую, удачную и плодотворную работу своего воспитателя группы (например, я желаю, чтобы наш воспитатель нашла общий язык с каждым ребенком; я желаю, чтобы наш воспитатель всегда была веселой и отзывчивой и т.д.). Готовое разноцветное дерево остается в группе до выпускного бала. Глядя на него воспитатель будет чувствовать каждого привязавшего ленточку родителя и верить, в то, что родители его всегда поддерживают. В заключении хотелось бы еще раз отметить, что семья и дошкольное образовательное учреждение – это два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Библиографический список 1. Антропова М.В. Развитие ребёнка и его здоровье. Пособие для родителей.//Дошкольное образование, 2004, №14. 2. Арнаутова Е.П. Планируем работу ДОУ с семьёй.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 10. 3. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания – родителям.// Дошкольное воспитание, 2003, №6, с. 82. 4. Вопросы семейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях./Под ред. Добрыниной О.А. – Новокузнецк: ИПК, 2002. 5. Воспитатели и родители./Сост. Л.В.Загик, В.М.Иванова. – М: Просвещение, 1985. 6. Воспитателю о работе с семьёй./Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. 7. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. – М.: 2002. 8. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 100. 9. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М: Академия, 2000. 10. Листраткина В. Индивидуальная работа с семьёй.//Дошкольное воспитание1993, №5, с. 45 11. Лопатина О.Г., Медведева М.Ю. Взаимодействие ДОУ и семьи: типичные проблемы. // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №4, с. 93. 12. Рылеева Е.В. Учимся сотрудничать с родителями.//Дошкольное воспитание, 2004, №11, с. 57 13. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111. Телефон: 8(906)134-12-12 e-mail контактного лица: olechka-24.11@mail.ru