Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Боровкова Н.В. Метод проектов как способ повышения мотивации при обучении иностранному языку

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (22) https://f.almanah.su/22.pdf


В настоящее время, в условиях стремительно развивающего общества, к подрастающему поколению предъявляется множество требований, необходимых для увеличения их конкурентоспособности. Перед ними ставятся все более сложные задачи, для выполнения которых потребуется ряд навыков, в том числе способность адаптироваться к постоянно изменяющимся параметрам современного мира. Эффективность адаптации молодого поколения к взрослой жизни берет свое начало с процесса обучения, продуктивность которого неразрывно связана с развитием мотивации к учению. Эффективность же подобного обучения можно достичь путем перехода к личностно-ориентированным технологиям в обучении, которые помогают сформировать компетенции, важные для адаптации молодых людей к текущей действительности.
Рассматривая вопросы обучения иностранному языку можно утверждать, что основная проблема, с которой сталкиваются преподаватели языка, в частности, английского в школе, заключается в отсутствии у учеников должного уровня мотивации. В связи с этим, одной из задач учителя является предложить убедительную и по возможности оригинальную мотивировку для своих учеников. Именно мотивация держит процесс обучения в комфортном состоянии для обеих сторон этого процесса.
К сожалению, часто имеет место обратная картина. Убедив себя в самом начале в бесполезности иностранного языка для своей будущей жизни и деятельности, бывшие ученики, впоследствии, приходят в институт или колледж с низким, почти нулевым уровнем владения иностранным языком. Нередко это молодые люди, приезжающие продолжать учебу в город из далеких деревень. Такие студенты изначально не верят в свои силы, поэтому практически не прилагают усилий для овладения иностранным языком. Другие студенты главной своей целью видят получение хорошей оценки или зачета. Не в последнюю очередь влияет на непопулярность иностранного языка тот факт, что для основной массы студентов он не является обязательной учебной дисциплиной. В любом случае, если обучающиеся считают, что знание иностранного языка им в жизни никогда не пригодится, у них на всех этапах будут отсутствовать личные мотивы к познавательной деятельности при его изучении. И хотя в настоящее время дети в школах начинают изучать иностранный язык со второго класса, и им всячески доносится мысль о необходимости овладения иностранным языком как важным аспектом жизни современного человека, ситуация продолжает оставаться тревожащей.
Поэтому людям, задействованным в образовании или занимающимся самообразованием, широко известен тот факт, что результат деятельности человека во многом зависит от мотива. Мотивация рассматривается как высшая форма регуляции деятельности людей, и развитие мотивационной сферы следует осуществлять всеми возможными способами, в том числе и через набирающую популярность проектно-исследовательскую деятельность обучающихся, которая отчасти может стать одним из способов решения озвученной проблемы.
Данный метод изучается и применяется теоретиками и практиками в учебной деятельности относительно недавно, но от этого эффективность его воздействия на обучающихся не уменьшается, поскольку центральное место в нем отводится самостоятельной работе студентов. Об этом говорится в примерной программе по английскому языку «организация образовательного процесса предполагает выполнение индивидуальных проектов, участие обучающихся в ролевых играх, требующих от них проявления различных видов самостоятельной деятельности: исследовательской, творческой, практико-ориентированной и др.» [1] А подобная организация образовательного процесса, которая предполагает выполнение индивидуальных проектов и требует от обучающихся проявления различных видов самостоятельной деятельности в значительном степени влияет и на развитие мотивационной сферы.
Обращаясь к методу проектной деятельности, вспомним, что работа студентов над проектом традиционно проходит в несколько этапов: 1. Знакомство с проблемой и подготовка учащихся к работе над своим исследованием; 2. Формулирование темы исследования; 3. Сбор информации; 4. Определение объекта и предмета исследования; 5. Обсуждение плана работы в группах и индивидуально; 6. Самостоятельная работа и разработка собственного варианта решения проблемы; 7. Реализация плана действий проектной команды; 8. Подготовка к защите проекта, создание продукта: написание инженерной книги, создание презентации; 9. Защита проекта на конференции; 10. Рефлексия.
И поскольку во время знакомства с проблемой или при формулировании темы исследования, а также на всех остальных этапах работы над проектом обучающимся предстоит достаточно глубокое погружение в тему, выбор которой диктует им дальнейшую необходимость узнать о завяленном проекте как можно больше, ученики имеют возможность узнать страну изучаемого языка, ее культуру и традиции существенно ближе, проникнуться симпатией и обрести столь желаемый интерес и, в идеале, понимание важности изучения иностранных языков в целом.
Подобная оценка роли английского языка и его востребованности в современном обществе дается не только потому, что почти каждая профессия требует знания английского или потому, что многие инструкции от бытовой техники до лекарств написаны на английском языке, но и благодаря возможности пристальнее изучить культуру других государств, узнать их традиции, что, в свою очередь, приведет к формированию более обширного словарного запаса, развитию памяти, мышления и речи и, следовательно, поспособствует увеличению конкурентоспособности подрастающего поколения в условиях современного мира. Кроме всего прочего, проблема установления стабильной мотивации к изучению иностранных языков решается наиболее успешно, если в основе ее решения лежит формирование потребности к общению на иностранном языке не только в рамках учебного процесса, но и за его пределами, что, в свою очередь, позволит актуализировать процесс обучения иностранному языку как можно более продуктивно с использованием различных информационных источников.
Таким образом, грамотная организация работы над проектным исследованием, соблюдение принципов эффективного сотрудничества и чередование элементов самостоятельности, достижение обучающимися поставленных в процессе осуществления проектной деятельности целей и задач, расширение лингвистического и культурологического кругозора, а также последующая успешная защита своего индивидуального проекта – все это определенно в силах вывести процесс обучения иностранным языкам на новый, более качественный уровень и способствовать повышению мотивации при изучении данного предмета.

Библиографический список

1. Примерная программа общеобразовательной учебной дисциплины «Английский язык» для профессиональных образовательных учреждений. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/08/3_Englisj-lang.pdf
2. Подлиняев О.Л. Теория и практика становления гуманистического мировоззрения учителя на основе личностно-центрированного подхода (в системе вузовского и поствузовского образования): диссерт. на соискание ученого звания доктора пед. наук, Иркутск, 1999 г.
3. Побокова О.А., Немченко А.А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа// Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков. Иркутск, 2003. с. 49 – 55.
2019