Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Карелина Н.Г. Формирование здорового образа жизни у младших школьников

Библиографическое описание:
Карелина Н.Г. Формирование здорового образа жизни у младших школьников // Образовательный альманах. 2024. № 2 (77). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2024/77-1.pdf.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Таким образом, можно говорить о трёх видах здоровья: физическом психическом и нравственном (социальном).

Здоровье – это:

- способность приспосабливаться к среде и своим собственным возможностям;

- противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, другим повреждениям, старению и другим формам деградации;

- сохранять себя, естественную и искусственную среду обитания;

- расширять свои возможности, условия обитания, объем и разнообразие доступной экологической, интеллектуальной, морально-этической среды;

- увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности;

- улучшать возможности, свойства и способности своего организма, качество жизни и среды обитания.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Именно в младшем школьном и возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни, взрослого человека. Стандарт нового поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к своему здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья - это прежде всего процесс воспитания. Это создание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для этого необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с экологическими и социальными факторами.

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у воспитанников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего собственного организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма.

Одним из ведущих направлений в работе по охране и укреплению здоровья учащихся должно быть гигиеническое воспитание и обучение, удовлетворяющее реальные потребности детей.

В работе, направленной на формирование знаний о ЗОЖ у младших школьников, любые методы работы с детьми, занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр, кинофильмов и др., важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования знаний о ЗОЖ в значительной степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Необходимо учесть, что дети большую часть своего времени проводят в школе, поэтому и основная профилактика недостатка двигательной активности должна реализовываться через средства физической культуры в режиме учебного дня. Именно физическая нагрузка в нормативных для каждого возраста пределах является фактором, обладающим защитными действиями против различного рода неблагоприятных влияний.

Особое внимание в условиях начальной школы должно уделяться благотворному течению адаптации учащихся к школьному обучению, развитию мотивации к ЗОЖ, увеличению двигательной активности.

Использование в учебном процессе различных методов и приёмов, направленных на здоровьесбережение, позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Начинать формировать здоровый образ жизни нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание все узнать и попробовать, возрастная двигательная активность.

Для обеспечения готовности младших школьников к полноценной жизни и деятельности необходимо работа, направленная на формирование потребностей и мотивов, способствующих овладению знаниями, умениями и навыками, которые позволят детям самостоятельно пользоваться технологиями здорового образа жизни.

Физические упражнения благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, школьного возраста, имеющие большой объем движений в течение дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям.

Литература

1.Кайков Г.Д. Работа с ослабленными детьми. Физическая культура в школе 1995.

2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М., ВАКО, 2004.

3. Контратьева М.М. Звонок на урок здоровья. Просвещение: М., 1991.
2024