НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сидорина О.К., Нефедова Н.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Традиции и обряд в жизни русского народа»

Библиографическое описание:

Сидорина О.К., Нефедова Н.А. Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Традиции и обряд в жизни русского народа» // Образовательный альманах. 2023. № 5 (67). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/67-1.pdf.

Цель: развивать у детей дошкольного возраста нравственно-эстетические и патриотические ценности через приобщение к миру русской культуры.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Задачи:

«Познавательное развитие»:

- обобщить первоначальные представления о роли традиций и обрядов в жизни русского народа;

- развивать представления о роли оберегов в защите от злых сил.

- воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа.

«Речевое развитие»:

- обогащать словарный запас детей (оберег, конёк на крыше, подкова, злые духи, предки, зашифрованное пожелание, дерево-берегиня, светёлка), народными пословицами.

«Художественно-эстетическое развитие»:

- создание условий для знакомства детей с народным искусством;

- обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира;

-учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи, создавать узоры для наличников по собственному замыслу, используя знакомые элементы.

«Физическое развитие»:

-формировать навыки практического применения полученной информации в игровой деятельности (игра «Березка», «Ладушки», «Ручеек»).

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

-воспитывать уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

Предварительная работа: просмотр презентации «Русская изба: мудрость предков», рассматривание альбомов «Предметы народного быта», «Национальные костюмы народов России», чтение народных пословиц, поговорок, загадок.

Оборудование и материалы: русские народные костюмы для детей, картинки с изображением участков для строительства дома (поляна, лес, речка, земля, отдыхающие животные на поляне), изображения домов с коньком на крыше, ставни, старинная посуда русских людей, платочек на каждого ребёнка.

Ход занятия

1.Организационно – мотивационный этап.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Возьмите за руку того, кто стоит рядом с вами. Почувствуйте тепло ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Пожелайте им доброго здоровья и хорошего настроения. Я вам желаю внимательного и бережного отношения друг к другу. А теперь проходите поскорее, занимайте все места. Проходите, не стесняйтесь. Поудобнее располагайтесь.

Сегодня мы с вами будем говорить о традициях и обрядах русского народа. Традиция – это, то, что передаётся от одного поколения к другому.

Ребята, вы хорошо знаете сказку «Теремок». В конце сказке Теремок развалился. Давайте придумаем продолжение этой сказки, где звери сами построят новый дом. Какой же он должен быть, чтобы не сломался как прежний? Нужно построить дом и соблюсти все традиции и обычаи нашего народа, чтобы дом не сломался.

2.Содержательный этап.

Воспитатель: С чего нужно начать строительство дома? (ответы детей)

Воспитатель: Строительство дома нужно начать с выбора месторасположения участка. В любом ли месте мы можем построить новый дом? Что должно быть рядом с домом? (ответы детей)

Воспитатель: Рядом должны быть лес, речка, земля. При закладке нового дома учитывать всё: удобно ли он будет расположен, далеко ли вода, есть ли поблизости подходящее место для выпаса скота, годится ли земля под пашню.

Ребята, а вы знаете, почему в старые времена для строительства дома выбирали место, где отдыхают домашние животные? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, считалось, что это место счастливое и отгоняет злых духов. Для такого случая даже пословицу придумали «Не строй дом на песчаном месте, - говорилось в пословице, - а там, где лежит коровушка». Вот и первое правило для строительства нового теремка. Зверям надо правильно выбрать место.

Воспитатель: Место выбрали, теперь приступим к строительству дома. Из чего можно построить дом? (ответы детей). А какой материал лучше выбрать зверям в лесу? (ответы детей)

Воспитатель: Из дерева. А почему? (ответы детей)

Воспитатель: Теремок из дерева будет тёплым. Срубить деревья лучше зимой, потому что зимой дерево считалось мёртвым и не очень страдало.

Будущий теремок у зверей должен быть большим. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы всем места хватило. Русские люди тоже строили большие дома, иногда в два этажа, со светёлкой. Об этом говорится в пословице «Семья сильна, когда над ней крыша одна» - так считали наши предки.

Как вы думаете, могла ли одна семья построить дом? (ответы детей). Да, но это было бы долго.

Воспитатель: Для того, чтобы построить дом быстрей созывалась вся деревня. «Чем больше рук, тем легче труд», - так говорили наши предки. За помощь расплачивались пирогами, сытным ужином. Строительство дома требовало большого мастерства, труда, таланта.

Воспитатель: Ребята, для чего на крышу дома приделывали конёк? (ответы детей)

Воспитатель: Считалось, что он может уберечь дом от беды и несчастий. Да, верно, на крышу дома приделывали оберег-конёк. «Конь на крыше – в избе тише», - так говорили наши предки. Что обозначает слово «оберег»? (ответы детей)

Воспитатель: Совершенно верно, оберег – то, что оберегает, сторожит. Вот этот конёк на крыше и есть оберег, т.е. зашифрованное пожелание здоровья и счастья всем живущим в доме. А ещё какие обереги для дома вы знаете? (ответы детей) Правильно, наличники, узоры из дерева на доме.

Давайте перечислим, какие обереги нужны для нового теремка: конёк на крышу, красивые наличники на окна, узоры из дерева на стены.

Ребята, давайте нарисуем узоры для наличников в наш новый теремок.

Воспитатель: А какое дерево-берегиню могут посадить звери во дворе? (ответы детей) Берёзку. Почему?

Воспитатель: Правильно, люди верили в то, что берёзка оберегает дом от зла. Ранней весной она первой покрывалась яркой зеленью. Отсюда пошло поверье, что берёза обладает силой роста. Русские люди верили в то, что посаженная во дворе берёзка – берегиня может уберечь дом от беды и несчастий, принесёт здоровье и добро.

О берёзе народ создал много песен, потому что это дерево любимо всеми. Соберутся все вокруг берёзки и водят хоровод или играют в игру.

Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Берёзка».

Воспитатель: Ребята, а когда звери построят теремок, кого нужно будет пустить первым в новый дом? (ответы детей). Правильно, кошку, а для чего это делали? (ответы детей). Правильно, чтобы все в доме жили долго и счастливо.

Воспитатель: Когда хозяева входили в новый дом, впереди пускали живое существо (петуха, курицу, кошку) как двойника человека. Русские люди верили, что это принесёт им счастье и здоровье. Наши предки очень бережно относились к своему жилищу и старались оградить его от неприятностей.

Как же звери, которые будут жить в новом теремке, могут оградить своё жилище от неприятностей? (ответы детей). Правильно, они могут прибить над дверью подкову. Считалось, что она приносит счастье. Верили, что подкова от всех бед оградит.

Порог для русских людей был границей дома. Чтобы оградить своё жилище от неприятностей, наши предки строго соблюдали правила поведения с другими людьми: через порог руки не подавали, не здоровались, не отдавали вещи, гостя встречали за порогом и пропускали впереди себя.

Соблюдение этих традиций свидетельствовало об уважение к другому человеку.

3.Рефлексия.

Воспитатель: Сегодня мы продолжили знакомство с традициями и обрядами русского народа.

- А с какими традициями вы познакомились?

- Ребята, вам понравилось занятие?

Ребята, вы молодцы. Мне понравилось, что вы активно работали, были внимательны.

Предлагаю вам поиграть в игру «Ладушки». Эта игра посвящена древней богине Ладе – хранительнице домашнего очага. В «Ладушки» надо играть, чтобы в доме все жили дружно и не ссорились.

Библиографический список1. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. М., 2012.

2. Коломийченко Л.В., Фадеев С.Б. Народная культура как средство формирования гендерной толерантности у детей старшего дошкольного возраста: Моногр. Пермь, 2013.

3. Князева О.Л., Маханёва Д.М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

4. Даль В.И. Пословицы русского народа. Азбука, 2007.

5. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет.сада. Издательство: М.: Просвещение.
2023