НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Гибадуллина Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Гибадуллина Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

В.А. Сухомлинский

Моторика, или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Здесь внимание обращается на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика) и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей рук, пальцев (мелкая моторика). Если моторика развита хорошо, то это даёт основание предполагать, что ребёнок физически и психически развит нормально.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс психического развития.

Важный показатель состояния здоровья дошкольника, как физического, так и психического – степень развития движения. При рассмотрении двигательной сферы целесообразно учитывать разные её аспекты, такие, как развитие моторики, проявление в движениях эмоциональных состояний ребёнка. Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Эта тема очень актуальна и в наше время, так как в целостной системе воспитания и обучения дошкольников важную роль играет развитие рук.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития дошкольника, помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и чёткость звуков. Если она хорошо развита у дошкольника, то в первом классе не будет проблем с письмом.

Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Упражнения для пальчиков начинают с 2-3 месяцев, полезно делать массаж по 2-3 минуты. Первые игры это народные игры потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.

Игры для детей младшего дошкольного возраста: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Вот дедушка» и др. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста используются более сложные упражнения.

Для разностороннего гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка 3 типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, т.е., следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц сгибателей и мышц разгибателей.

Основной формой организации детей по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика – система специальных упражнений и игр, объединённых в комплексы. Проводится 3-5 минут по 3-5 раз индивидуально или по подгруппам с учётом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия. Сначала левой рукой, затем правой рукой, потом одновременно двумя руками. Комплексы пальчиковых гимнастик состоят из 3-5 упражнений из них 1 упражнение – игры с текстом. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек создают благоприятный эмоциональный фон для тренировки пальцев, развивается умение слушать и понимать содержание стихов, улавливать ритм речи. Как проводить такие игры? Первое знакомство с игрой. Чтение текста, дети слушают и выполняют соответственные движения пальцами. Разъяснение непонятных слов, выражений. Второе знакомство с игрой. Ребёнок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Третье знакомство с игрой. Ребёнок произносит текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. В конце знакомства с игрой ребёнок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.

Мелкая моторика рук также развивается в практической деятельности: ИЗО деятельность, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин, пуговиц, колец, мозаики, шнуровка, конструирование, работа с бумагой, фольгой, шитьё, работа с природным материалом, вязание и т.д.

Разнообразные игры, задания и упражнения

для развития мелкой моторики рук:

· народные фольклорные пальчиковые игры-потешки, пестушки;

· массаж пальцев ребёнка взрослыми и самомассажи;

· игры для малышей с самыми простыми изображениями пальцев различных фигурок и игры с использованием иллюстративного материала;

· игры, использующие одновременные однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий;

· игры, совмещающие движения пальцев с короткими потешками (ритмичными стишками) сидячие и включающие движения всего тела;

· гимнастика для пальцев и кистей рук и пальчиковая гимнастика;

· пальчиковые игротренинги и пальчиковые игры;

· массажи (подушечек и пальцев рук, фаланг пальцев, прижимающий, с пульками, ладонных поверхностей, грецкими орехами, шестигранными карандашами, четками и т.д.);

· игры с предметами (с водой, песком, глиной, тестом, семенами, орехами, зёрнами, кольцами, карандашами, прищепками, фантиками, платочком, фокусы со спичками, с плетёнкой на двоих, с палочками, со шнурками, с бумагой-оригами, пробкой, чётками, су-джоком, горошками, узловкой, верёвочкой, китайскими шариками, резинкой, камнями, мячом-ёжиком, экспандером и т.д.);

· пассивно-активная гимнастика рук с использованием «рукавички-ёжика»;

· динамические упражнения за столом и инсценировка;

· театры (пальчиковый, теней, театр в руке);

· упражнения «расскажи стихи руками»;

· игры с разнотипными движениями и сухой бассейн;

· игры и упражнения под музыку (как один из приёмов арт терапии, широко применяется в гимнастике);

· игры с загримированными пальцами (раскрасить пальцы руки под героев сказки, сделать для них костюмы из бумаги);

· графические упражнения, математические игры;

· чтение рельефных рисунков, логические игры;

· упражнения для развития межполушарного взаимодействия;

· упражнения, облегчающие написание букв;

· упражнения для предупреждения и снятия писчего спазма.

Правила, которые должен соблюдать взрослый при проведение пальчиковых игр, упражнений, гимнастик с детьми:

· не заставлять заниматься «через силу», никакого насилия;

· начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;

· на первых занятиях темп медленный, затем комфортный для ребёнка;

· выполнять упражнения регулярно, ежедневно;

· продолжительность до 3-х лет 3-5 минут, затем можно увеличить, включая игры;

· вначале выполняются пассивно с помощью взрослых, в дальнейшем в результате тренировки, самостоятельно и активно;

· начинать с показа, подробного объяснения;

· упражнения усложняются и отрабатываются постепенно (одной рукой, другой рукой, одновременно двумя руками, чтобы добиться автоматизированной согласованной деятельности рук у детей);

· упражнения должны быть только совместными, т.е. ребёнок и взрослый;

· должна быть не механическая тренировка каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям;

· каждое упражнение должно иметь название;

· упражнения должны быть построены, чтобы в них сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца;

· взрослый показывает правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательность каждого элемента);

· одновременные действия рук педагога;

· взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое;

· даже используя рисунок и ручной образец, всегда должна быть словесная инструкция (простая, короткая, точная);

· взрослый должен повторять инструкцию, проговаривать действия;

· указания взрослого должны быть ясными, спокойными, доброжелательными, чёткими и содержать элементы одобрения;

· должны быть конкретные задачи и цели;

· импровизация, заинтересованность;

· неожиданность и новизна приёмов.

Библиографический список1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры М: АСТ, 1999. – 48 с.

2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 10 с.

3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе М.: Айрис-Пресс, 2007.

4. Карашвили Е.А. Физкультурная минутка. М.: Сфера, 2003.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном, 2021.

6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С-П.: Красталл, 1997.

7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

8. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2001.

9. Сиротюк А.С. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М.: АРКТИ, 2008.

10. Журнал Дефектология. 4-2005.

11. Журнал Дошкольное воспитание. 3,5-2005.

12. Журнал Ребёнок в детском саду. 5-2003.
2023