Гибадуллина Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Библиографическое описание:
Гибадуллина Э.Р. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 1 (63). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/63-1.pdf.
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
В.А. Сухомлинский
Моторика, или техника выполнения движений, характеризуется более или менее точным воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. Здесь внимание обращается на работу крупных мышц ног, корпуса, плечевого пояса (крупная моторика) и работу мелкой, тонкой мускулатуры кистей рук, пальцев (мелкая моторика). Если моторика развита хорошо, то это даёт основание предполагать, что ребёнок физически и психически развит нормально.
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя её развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребёнку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идёт процесс психического развития.
Важный показатель состояния здоровья дошкольника, как физического, так и психического – степень развития движения. При рассмотрении двигательной сферы целесообразно учитывать разные её аспекты, такие, как развитие моторики, проявление в движениях эмоциональных состояний ребёнка. Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Эта тема очень актуальна и в наше время, так как в целостной системе воспитания и обучения дошкольников важную роль играет развитие рук.
Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития дошкольника, помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Специалисты отмечают, что именно мелкая моторика рук отвечает за развитие речи и чёткость звуков. Если она хорошо развита у дошкольника, то в первом классе не будет проблем с письмом.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Упражнения для пальчиков начинают с 2-3 месяцев, полезно делать массаж по 2-3 минуты. Первые игры это народные игры потешки: «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.
Игры для детей младшего дошкольного возраста: «Пальчик-мальчик, где ты был?», «Вот дедушка» и др. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста используются более сложные упражнения.
Для разностороннего гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка 3 типов составляющих: сжатия, растяжения, расслабления, т.е., следуя медицинской терминологии - сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц сгибателей и мышц разгибателей.
Основной формой организации детей по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика – система специальных упражнений и игр, объединённых в комплексы. Проводится 3-5 минут по 3-5 раз индивидуально или по подгруппам с учётом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия. Сначала левой рукой, затем правой рукой, потом одновременно двумя руками. Комплексы пальчиковых гимнастик состоят из 3-5 упражнений из них 1 упражнение – игры с текстом. Игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек создают благоприятный эмоциональный фон для тренировки пальцев, развивается умение слушать и понимать содержание стихов, улавливать ритм речи. Как проводить такие игры? Первое знакомство с игрой. Чтение текста, дети слушают и выполняют соответственные движения пальцами. Разъяснение непонятных слов, выражений. Второе знакомство с игрой. Ребёнок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Третье знакомство с игрой. Ребёнок произносит текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. В конце знакомства с игрой ребёнок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.
Мелкая моторика рук также развивается в практической деятельности: ИЗО деятельность, плетение, лепка, нанизывание на нитку бусин, пуговиц, колец, мозаики, шнуровка, конструирование, работа с бумагой, фольгой, шитьё, работа с природным материалом, вязание и т.д.
· игры для малышей с самыми простыми изображениями пальцев различных фигурок и игры с использованием иллюстративного материала;
· игры, использующие одновременные однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий;
· игры, совмещающие движения пальцев с короткими потешками (ритмичными стишками) сидячие и включающие движения всего тела;
· гимнастика для пальцев и кистей рук и пальчиковая гимнастика;
· пальчиковые игротренинги и пальчиковые игры;
· массажи (подушечек и пальцев рук, фаланг пальцев, прижимающий, с пульками, ладонных поверхностей, грецкими орехами, шестигранными карандашами, четками и т.д.);
· игры с предметами (с водой, песком, глиной, тестом, семенами, орехами, зёрнами, кольцами, карандашами, прищепками, фантиками, платочком, фокусы со спичками, с плетёнкой на двоих, с палочками, со шнурками, с бумагой-оригами, пробкой, чётками, су-джоком, горошками, узловкой, верёвочкой, китайскими шариками, резинкой, камнями, мячом-ёжиком, экспандером и т.д.);
· пассивно-активная гимнастика рук с использованием «рукавички-ёжика»;
· динамические упражнения за столом и инсценировка;
· театры (пальчиковый, теней, театр в руке);
· упражнения «расскажи стихи руками»;
· игры с разнотипными движениями и сухой бассейн;
· игры и упражнения под музыку (как один из приёмов арт терапии, широко применяется в гимнастике);
· игры с загримированными пальцами (раскрасить пальцы руки под героев сказки, сделать для них костюмы из бумаги);
· графические упражнения, математические игры;
· чтение рельефных рисунков, логические игры;
· упражнения для развития межполушарного взаимодействия;
· упражнения, облегчающие написание букв;
· упражнения для предупреждения и снятия писчего спазма.
Правила, которые должен соблюдать взрослый при проведение пальчиковых игр, упражнений, гимнастик с детьми:
· не заставлять заниматься «через силу», никакого насилия;
· начать с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие;
· на первых занятиях темп медленный, затем комфортный для ребёнка;
· выполнять упражнения регулярно, ежедневно;
· продолжительность до 3-х лет 3-5 минут, затем можно увеличить, включая игры;
· вначале выполняются пассивно с помощью взрослых, в дальнейшем в результате тренировки, самостоятельно и активно;
· начинать с показа, подробного объяснения;
· упражнения усложняются и отрабатываются постепенно (одной рукой, другой рукой, одновременно двумя руками, чтобы добиться автоматизированной согласованной деятельности рук у детей);
· упражнения должны быть только совместными, т.е. ребёнок и взрослый;
· должна быть не механическая тренировка каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям;
· каждое упражнение должно иметь название;
· упражнения должны быть построены, чтобы в них сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца;
· взрослый показывает правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательность каждого элемента);
· одновременные действия рук педагога;
· взрослый следит за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое;
· даже используя рисунок и ручной образец, всегда должна быть словесная инструкция (простая, короткая, точная);
· взрослый должен повторять инструкцию, проговаривать действия;
· указания взрослого должны быть ясными, спокойными, доброжелательными, чёткими и содержать элементы одобрения;
· должны быть конкретные задачи и цели;
· импровизация, заинтересованность;
· неожиданность и новизна приёмов.
Библиографический список1. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры М: АСТ, 1999. – 48 с.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 10 с.
3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе М.: Айрис-Пресс, 2007.
4. Карашвили Е.А. Физкультурная минутка. М.: Сфера, 2003.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. М.: Гном, 2021.
6. Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр. С-П.: Красталл, 1997.
7. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
8. Сековец Л.С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Н.Новгород, Изд. Ю.А.Николаев, 2001.
9. Сиротюк А.С. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. М.: АРКТИ, 2008.