НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Манушарова О.В. Интегрированный урок как средство формирования позитивной мотивации в обучении школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 04 (30) https://f.almanah.su/30.pdf

Актуальность обусловлена объективными процессами в современном мире. Изменение социальной, политической ситуации в стране, открытость общества процессу интеграции в европейское и мировое сообщество поставили перед школой новые задачи в обучении и воспитании. Мало вооружить школьника суммой знаний и даже мало развить у него интерес к той или иной дисциплине, необходимо формировать личность, способную активно «вписываться» в современное общество, способную к дальнейшему саморазвитию и самообразованию. Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно в отрыве от реальной жизни, поэтому в последнее время в школе большое внимание уделяется созданию межпредметных проектов, проведению интегрированных уроков, на которых осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний.
Интеграция
от (лат.)- объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. (толковый словарь Ушакова)
Главная цель интеграции - создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.
Потребность в возникновении интегрированных уроков
Во-первых , мир познается детьми в своем многообразии и единстве…
Во-вторых , интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся…
В-третьих , форма проведения интегрированных уроков не стандартна, интересна.
В-четвертых , интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
В-пятых , за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы.
В-шестых , интеграция дает возможность для
самореализации…
Преимущества интегрированных уроков
способствуют повышению мотивации учения;
в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи;
углубляют представление о предмете, расширяют кругозор обучающихся;
интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах
Проблемы интеграции в процессе обучения
Предметная разобщённость
Трудность изложения интегрированного урока
Учебный план
Подготовка к интегрированному уроку
При планировании интегрированных уроков важно:
- определить цель урока и ведущий предмет ;
- выбрать средства , которые помогут реализовать цель;
- найти оптимальную форму урока;
- разработать систему заданий для учащихся, список используемой литературы, информационных ресурсов,
продумать домашнее задание .
Виды интегрированных уроков
Урок обучения умениям и навыкам.
Урок формирования новых знаний
Урок повторения
урок-практикум;
урок-сочинение;
урок –деловая или ролевая
комбинированный урок;
урок-путешествие.
Формы:
урок-путешествие;
урок-исследование;
урок-экскурсия;
мультимедиа-урок;
проблемный урок.
повторительно-обобщающий урок;
игра (КВН, Счастливый случай, Поле чудес, конкурс, викторина);
театрализованный урок (урок-суд);
заключительная экскурсия;
урок-анализ контрольных работ;
урок-беседа.
Когда возможна интеграция предметов?
Объекты исследования должны совпадать или быть достаточно близкими
Интегрированный урок используются одинаковые, близкие методы исследования
Учебные предметы строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях
Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:
1 . Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира. При этом следует помнить, что такой переход возможен только при наличии определенной базы знания внутрипредметных связей, иначе перенос может быть поверхностным и механическим.
2. Увеличение доли проблемных ситуаций в структуре интеграции предметов активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский навык.
Возможности качественного решения задачи обучения и воспитания учащихся:
3. Интеграция ведет к увеличению доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы.
4. Интеграция увеличивает информативную емкость урока.
5.Интеграция позволяет находить новые факторы, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов.
6. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
7. Интеграция является средством мотивации учения школьников, помогает активизировать учебно- познавательную деятельность учащихся, способствует снятию перенапряжения и утомляемости.
8. Интеграция учебного материала способствует развитию творческого мышления учащихся, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
9. В полной мере реализовать все вышеназванное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются от обычных уроков большой информативностью и поэтому требуют четкой организации познавательной деятельности. Такие уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Такие уроки снижают утомляемость головного мозга, создают комфортные условия для ребенка как личности, повышают успешность обучения, позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд не любимых.
Что дает интегрированный урок учителю?
Рождение нового уровня мышления – глобального, интегрированного, а не замкнутого в своей узкой специализации.
Освобождает учебное время для изучения другого явления.
Исключает дублирование учебного материала.
Усиление межпредметных связей.
Что дает интегрированный урок ученику?
Активизация мыслительной деятельности.
Интенсификация учебного материала.
Расширение сферы получаемой информации.
Подкрепление мотивации в обучении.
Умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения, рассматривать их в единстве взглядов.
Снижение перегрузок. Интеграция обеспечивает совершенно новый психологический климат для ученика и учителя в процессе обучения.
Заключение
Итак, процесс интеграции возник не на пустом месте. Это длительный этап становления, представляющий собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения, способствующей созданию нового целого «монолита» знаний.
Интеграция учебных предметов – далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенных изменений в содержании, структуре учебных предметов, усилений в них общих идей и теоретических концепций.
Список литературы
1.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
2.Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
3.Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
4.Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
5.М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 уч.год.
6.Коложвари И., Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок? //Народное образование 1996, № 1.
7.Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. //Литература в школе. № 5, 1996.
8.Данилюк А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика, №4, 1997.
9.Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. //Педагогика. №2, 1998.
10.Монахова Г.А. Образование как рабочее поле интеграции //Педагогика, №5, 1997
2020