Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Гетманов С. В. Квест-игра "Сталинградская битва"

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


Цель: расширить и систематизировать знания учащихся о Сталинградской битве.

Задачи:
  • образовательная вовлечение учащихся в познавательный процесс по истории Сталинградской битвы;
  • развивающая развитие познавательного интереса к истории Великой Отечественной войны, творческих способностей учащихся, расширение кругозора, эрудиции, способности принимать самостоятельные решения;
  • воспитательная воспитание уважения к истории своей страны, гордиться подвигом народа в ВОВ, развитие личных качеств и коммуникабельности в команде.

Подготовительная работа:
  1. Опережающие задание: повторить основные события Сталиградской битвы; придумать название команды.
  2. Подготовить таблички для этапов-станций, маршрутные листы команд.
  3. Подготовить задания для квест-игры.

Оборудование: мультимедийный проектор, распечатанные задания по этапам.

Ход игры

Ведущий 1. Прошло 79-лет со дня окончания Сталинградской битвы. Битвы, от исхода которой зависело очень многое. Битвы, которая стала переломным моментом в ВОВ. Дата 2 февраля 1943 года навечно вошла в историю нашей Родины. Как тут не вспомнить строчки стихотворения С. Орлова.

Открытые степному ветру, Дома разбитые стоят. На шестьдесят два километра. В длину раскинут Сталинград Как будто он по Волге синей В цепь развернулся, принял бой Стал фронтом поперёк России - И всю её прикрыл собой.

Ведущий 2. Мы рады Вас приветствовать на исторической квест-игре «Сталинградская битва» посвященной 79 – годовщине победы в сталинградской битве.

Ведущий 1. Наша игра проводится в память о тех, кто отстоял Сталинград. Во славу подвига нашего народа воздвигнуты памятники в граните и мраморе, в слове и музыке. Но самый главный памятник должен быть воздвигнут в каждом нашем сердце. Память людская- самый великий и несокрушимый памятник Победы!

Ведущий 2. В квест-игре «Сталинградская битва» участвуют 4 команды учащихся 8-11 классов. Приветствуем их!


Правила игры

Внимательно послушайте правила игры и строго следуйте им!

Запрещается!

Пользоваться мобильными телефонами и подсказками.

Входить в помещение, если не вышла предыдущая команда.

Соблюдать!

Требования, предъявляемые к игрокам.

Уважительное отношение к соперникам.

Соблюдать время для выполнение задания.

За нарушение правил команды штрафуются снятием баллов.


Приступаем к игре, предлагаем командам пройти по станциям-этапам игры. Удачи!


Станция 1. Историческая викторина (5 баллов)

Соотнесите даты и события. Время выполнения - 3 мин.
  1. Начало Сталинградской битвы а) 23 ноября 1942г.
  2. Переход советских войск в контрнаступление б) 17 июля1942 г.
  3. Полная капитуляция немецких войск в) декабрь 1942 г.
  4. Попытка вермахта деблокировать окружение г) 2 февраля 1943 г.
  5. Соединение советских войск у Калача д) 19 ноября 1942 г.

Станция 2. «Из дневника…» (4 балла)
Командам представлены отрывки из дневников и воспоминаний, и указать, где и когда происходили описанные события.
  1. Прочтите отрывок из воспоминаний немецкого генерала и укажите, какое это событие и когда он происходило? «Пришло страшное известие о том, что севернее и южнее Сталинграда русские прорвали фронт немецких и румынских войск. Это означало, что 6-армия Паулюса была окружена в районе Сталинграда, что мощное наступление прекратилось и, что над всем фронтом на юге России нависла очень серьёзная опасность».
  2. Прочтите отрывок из дневника начальника Генштаба сухопутных войск Германии и укажите о каком событии идёт речь? «Обстановка неясная. Противник стягивает силы против наступающего крыла группы армий «Центр» В районе северо-западнее Москвы. Хотя это и не крупные соединения, а мелкие группы, но они непрерывно прибывают на фронт и создают всё новые препятствия на пути наших уставших войск. Перед фронтом соединений, наступающих на канал Москва –Волга, противник медленно отходит, упорные арьергардные бои».
Ответы.
  1. Второй этап Сталинградской битвы 19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.
  2. Битва под Москвой ноябрь-декабрь 1941 г.
Полный ответ на вопрос - 2 балла, частично правильный ответ - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов.

Станция 3. «Азбука Морзе» ( 6 баллов).
Расшифруйте название Сталинградской битвы.
..-...-..- -.
Расшифруйте название операции советского генерального штаба по окружению войск противника под Сталинградом
-.-. ---.-.. -..- -.-. ---
Расшифруйте название операции прорыва блокады окружённых немецких войск в Сталинграде
--.... -- -..-.-.-.- --..-. --- --...-
Ответы: (..-...-..- -. -Уран) 2 балла
( -.-. ---.-.. -..- -.-. --- Кольцо) 2 балла
( --.... -- -..-.-.-.- --..-. --- --...- - Зимняя гроза) 2 балла

Станция 4. Герои в лицах (5 баллов).
Защитники этого дома стойко отражали атаки гитлеровцев в течении 58 дней, не позволяли врагу прорваться к Волге на этом участке (район площади имени 9 января, ныне площадь Ленина). Командующий 62-й армией генерал Василий Чуйков писал: «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа». Весь мир знает этот дом, как Дом… (Дом Павлова.)
Утром 28 сентября 1942 года на позиции 885-го стрелкового полка обрушили свой удар танки 24-й танковой дивизии вермахта. В ходе боя, поднятая бутылка с горючей жидкостью от попадания пули воспламенилась. Охваченный пламенем боец бросился к немецкому танку, разбил о его броню вторую бутылку и лег под гусеницы танка. Ценой своей жизни советский воин уничтожил вражеский танк вместе с его экипажем.
(матрос-доброволец Михаил Паникаха)
В октябре 1942года в одном из боёв связист 308-й стрелковой дивизии совершил бессмертный подвиг. При исправлении поврежденной линии связи. Был ранен в обе руки. Истекая кровью, теряя сознание герой соединил зубами оба конца провода. Его катушка, как символ героизма передавалась лучшим связистам дивизии. Герою было всего 19 лет.
(Матвей Путилов)
В боях за Сталинград широко применялся огонь снайперов. Снайпер из дивизии Батюка, лично уничтожил 242 фашиста (11 из которых были снайперами, в том числе и майор Конингс, руководитель берлинской школы снайперов). Бойцы помнили его слова: «Для нас, бойцов и командиров 62-й армии за Волгой земли нет. Мы стояли и будем стоять насмерть!»
(Василий Зайцев)
28 октября 1942 года, он повторил подвиг капитана Николая Гастелло направив свой подбитый самолет Ил-2, на скопление немецких танков. Удостоен звания героя Советского Союза (посмертно).
(Нуркен Адиров)

Станция 5. Мамаев курган (1 балл за правильный ответ)
Слайды о Мамаевом кургане, музыкальное сопровождение «Сказ о Мамаевом кургане» в исполнении Людмилы Зыкиной
  1. Как обозначался Мамаев курган (Высота 102)
  2. Как долго шли бои за Мамаев курган (140 дней)
  3. Когда наступающие советские войска соединились у Мамаева кургана? (26 января 1943 года)
  4. Когда был открыт памятник-ансамбль на Мамаевом кургане? (15 октября 1967 года)
  5. Кто автор памятника-ансамбля на Мамаевом кургане? (Евгений Вучетич)
  6. Чья музыка звучит в Зале Воинской славы (Шуман, «Грёзы»)
  7. Кто из маршалов Советского Союза похоронен на Мамаевом кургане у подножия монумента «Родина Мать»? (Чуйков Василий Иванович)

Подведение итогов и награждение.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гетманов С. В. Квест-игра "Сталинградская битва" // Образовательный альманах. 2022. № 3 (53). С. 107-109. URL: https://f. almanah.su/53.pdf.
2022