Оригинал материала размещен в выпуске № 2 (40) https://f.almanah.su/40.pdf
Тематическое поле:
Знакомство с насекомыми.
Актуальность проекта: В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие».
Цель: развитие познавательной активности детей посредством ознакомления с миром насекомых.
Задачи по интегрируемым областям:
Познавательное развитие
Способствовать развитию познавательной активности.
Расширять представления детей о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), местах их обитания, способах передвижения.
Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Социально-коммуникативное развитие
Вызвать интерес к живой природе.
Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с насекомыми: наблюдать за насекомыми, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
Воспитывать желание принимать участие в творческой коллективной работе.
Речевое развитие
Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме.
Продолжать закреплять правильное произношение звуков [ж], [з] в звукосочетаниях и словах, отчетливо произносить слова и короткие фразы.
Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; активизировать в речи употребление пространственных предлогов (в, на, под, за, около).
Формировать потербность делиться своими впечатлениями со взрослыми.
С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок и стихов.
Художественно-эстетическое развитие
Познакомить с техникой лепки – пластилинография.
Учить создавать несложные сюжетные композиции (бабочка села на цветок, божья коровка на листочке, жучки спрятались в траве).
Физическое развитие
Способствовать правильному формированию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Развивать умение действовать по тексту.
Ожидаемые результаты:
· Дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха); владеют обобщающим понятием «насекомые»;
· Сформированы простейшие представления о способах передвижения (прыгает, летает, ползает), местах обитания, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет);
· Самостоятельно наблюдают за насекомыми на участке, не беспокоя их, не причиняя им вреда.
Этапы проекта:
I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности.
· -Наблюдение за насекомыми на прогулке..
· -Беседа «Кто живет в траве?».
· -Рассматривание картинок.
II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы.
· -Подбор методической литературы, дидактических пособий; песен, сказок, стихов, загадок по теме.
· -Изготовление шапочек-масок для театрализованных игр.
III. Реализация идеи
Познавательно-исследовательская деятельность.
· Беседы: «Наши соседи - насекомые», «Какую пользу приносят насекомые»
· Экспериментальная деятельность «Любимы цвет насекомых», «Бабочки и мед».
· Наблюдения на прогулке за насекомыми.
· Отгадывание загадок по теме.
· Дидактические игры: «Собери картинку из геометрических фигур», «Кто лишний?», «Ползает, прыгает, летает» («Кто что умеет делать»), «Найди отличия», «Кого больше?», «Бабочки и цветочки», «Разрезные картинки», «Так бывает или нет».
Речевая деятельность.
· Чтение и обсуждение художественной литературы: К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище», В.Сутеев «Под грибом», М.Боровицкая «Разговор с пчелой», Г.Ладонщиков «пчелка», загадки и потешки.
· Заучивание наизусть стихов.
· Развивающие игры: «Жужжит, звенит, стрекочет», «Один-много», «Назови ласково», «Если я приду в лесок», «Кто где спрятался».
· Речевая ситуация «Кого мы встретили на лужайке».
Социально-коммуникативная деятельность.
· Мини-сценки «Медведь и пчелы», «Жучок»
· Драматизация отрывков из сказки К.Чуковский «Муха Цокотуха».
· Театрализованные игры «Веселые превращения», «Представьте себе».
· Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес».
Художественно - продуктивная деятельность.
· Рисование: «Божьи коровки».
· Коллаж: «Веселые букашки».
· Конструирование из природного материала «Бабочки».
Двигательная деятельность.
· Подвижные игры «Поймай комара», «Комарик и лягушка».
· Физкультминутки и логоритмические упражнения: «Пчелки», «Бабочки», «Зарядка для кузнечика», «Стрекоза».
· Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Гусеница», «Комарик», «Жук».
Работа с родителями:
· Информация для родителей«Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
· Домашний просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя».
· Совместное изготовление поделок из природного и бросового материала.
· Посещение выставки «Тропические бабочки»
Описание продукта, полученного в результате реализации проекта:
· выставка совместного творчества «Жучки-паучки»;
· шапочки-маски к театрализованным играм;
· театрализованное развлечение «У Мухи-Цокотухи день рождения».
Материально – технические ресурсы, необходимые для реализации проекта:
· наглядно – дидактические пособия
· шапочки-маски
· игровые и изобразительные материалы
Библиографический список
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4- 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2015.
4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2010.
5. Развитие речи детей 3 – 5лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012.
7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа - М.: Мозаика – синтез, 2014.