Тематическое поле: Знакомство с насекомыми. Актуальность проекта: В летний период времени дети проводят большой отрезок времени на прогулке. Большой интерес дети проявляют к насекомым, им интересно наблюдать за ними. В ходе наблюдения и бесед было выяснено, что дети очень мало знают о насекомых: название, пользу или вред они приносят, зачем нужны. Участие детей в проекте позволит сформировать представление о насекомых, будет способствовать развитию творческих и поисковых способностей. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Цель: развитие познавательной активности детей посредством ознакомления с миром насекомых. Задачи по интегрируемым областям: Познавательное развитие Способствовать развитию познавательной активности. Расширять представления детей о разнообразии насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), местах их обитания, способах передвижения. Развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. Социально-коммуникативное развитие Вызвать интерес к живой природе. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с насекомыми: наблюдать за насекомыми, не беспокоя их и не причиняя им вреда. Воспитывать желание принимать участие в творческой коллективной работе. Речевое развитие Обогащать и активизировать словарный запас детей по теме. Продолжать закреплять правильное произношение звуков [ж], [з] в звукосочетаниях и словах, отчетливо произносить слова и короткие фразы. Учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; активизировать в речи употребление пространственных предлогов (в, на, под, за, около). Формировать потербность делиться своими впечатлениями со взрослыми. С помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из сказок и стихов. Художественно-эстетическое развитие Познакомить с техникой лепки – пластилинография. Учить создавать несложные сюжетные композиции (бабочка села на цветок, божья коровка на листочке, жучки спрятались в траве). Физическое развитие Способствовать правильному формированию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук. Развивать умение действовать по тексту. Ожидаемые результаты: · Дети знают и называют насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик стрекоза, божья коровка, муха); владеют обобщающим понятием «насекомые»; · Сформированы простейшие представления о способах передвижения (прыгает, летает, ползает), местах обитания, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет); · Самостоятельно наблюдают за насекомыми на участке, не беспокоя их, не причиняя им вреда. Этапы проекта: I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. · -Наблюдение за насекомыми на прогулке.. · -Беседа «Кто живет в траве?». · -Рассматривание картинок. II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. · -Подбор методической литературы, дидактических пособий; песен, сказок, стихов, загадок по теме. · -Изготовление шапочек-масок для театрализованных игр. III. Реализация идеи Познавательно-исследовательская деятельность. · Беседы: «Наши соседи - насекомые», «Какую пользу приносят насекомые» · Экспериментальная деятельность «Любимы цвет насекомых», «Бабочки и мед». · Наблюдения на прогулке за насекомыми. · Отгадывание загадок по теме. · Дидактические игры: «Собери картинку из геометрических фигур», «Кто лишний?», «Ползает, прыгает, летает» («Кто что умеет делать»), «Найди отличия», «Кого больше?», «Бабочки и цветочки», «Разрезные картинки», «Так бывает или нет». Речевая деятельность. · Чтение и обсуждение художественной литературы: К.Чуковский «Муха Цокотуха», «Тараканище», В.Сутеев «Под грибом», М.Боровицкая «Разговор с пчелой», Г.Ладонщиков «пчелка», загадки и потешки. · Заучивание наизусть стихов. · Развивающие игры: «Жужжит, звенит, стрекочет», «Один-много», «Назови ласково», «Если я приду в лесок», «Кто где спрятался». · Речевая ситуация «Кого мы встретили на лужайке». Социально-коммуникативная деятельность. · Мини-сценки «Медведь и пчелы», «Жучок» · Драматизация отрывков из сказки К.Чуковский «Муха Цокотуха». · Театрализованные игры «Веселые превращения», «Представьте себе». · Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лес». Художественно - продуктивная деятельность. · Рисование: «Божьи коровки». · Коллаж: «Веселые букашки». · Конструирование из природного материала «Бабочки». Двигательная деятельность. · Подвижные игры «Поймай комара», «Комарик и лягушка». · Физкультминутки и логоритмические упражнения: «Пчелки», «Бабочки», «Зарядка для кузнечика», «Стрекоза». · Пальчиковая гимнастика:«Насекомые», «Гусеница», «Комарик», «Жук». Работа с родителями: · Информация для родителей«Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». · Домашний просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя». · Совместное изготовление поделок из природного и бросового материала. · Посещение выставки «Тропические бабочки» Описание продукта, полученного в результате реализации проекта: · выставка совместного творчества «Жучки-паучки»; · шапочки-маски к театрализованным играм; · театрализованное развлечение «У Мухи-Цокотухи день рождения». Материально –технические ресурсы, необходимые для реализации проекта: · наглядно – дидактические пособия · шапочки-маски · игровые и изобразительные материалы Библиографический список 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. 2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4- 5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006. 3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2015. 4. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М.: Школьная Пресса, 2010. 5. Развитие речи детей 3 – 5лет. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2012. 7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа - М.: Мозаика – синтез, 2014.