Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Узерина С.В. Практика формирования функциональной грамотности на уроках музыки

Оригинaл материала размещен в выпуске № 12 (62) https://f.almanah.su/62.zip

Требования к современному образованию, его уровню и результатам резко изменились в последние годы. На сегодняшний день главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.

Что же включает в себя функциональная грамотность? И в чём должен быть компетентен учитель музыки, чтобы развить и воспитать грамотного ученика? Попытаемся разобраться в этих вопросах.

Функциональная грамотность (лат. – направление) – степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Разработаны индикаторы функциональной грамотности школьника и их показатели.

Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Правовая и общественно-политическая грамотность: отстаивать свои права и интересы; объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства, Государственной Думы; объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

В связи с этим, для достижения функционально грамотной личности в образовании ведется поиск новых педагогических технологий, которые помогут развивать у обучающихся такие мыслительные приемы, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение, что является началом развития основ функциональной грамотности.

Данная схема – пирамида Блума (модель навыков критического мышления) ясно отражает процесс формирования и развития функциональной грамотности. (рисунок 1).

Основная задача, которая стоит перед учителем музыки – создать условия для развития функциональной грамотности, создать такую образовательную среду, которая будет этому способствовать и поможет овладению коммуникативной, информационной компетентностями. Для этого требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Необходимо на каждом этапе урока использовать активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи.

На уроке по теме «Русские сезоны» в Париже» предлагаю заполнение «путевого листа». (рисунок 2).

В ходе урока ребята отбирают и записывают важную информацию, что помогает им воспроизвести учебный материал. В конце урока обобщаем и корректируем. Можно проводить эту работу в паре и индивидуально.

На уроке по теме «Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики» учащиеся работают в двух группах исследователями. На этапе вызова предлагаю отгадать чайнворд, основываясь на материале прошлого урока, и определить тему путешествия на данном уроке.

Чайнворд

1) Песнь на воде (баркарола)

2) Итальянский композитор, автор оперы «Аида» (Верди)

3) Камерное произведение для голоса лирического характера (романс)

4) В какой стране побывали на прошлом уроке? (Италия)

5) Музыкальный жанр, который зародился в Италии? Музыкальный спектакль, где герои поют (опера)

6) Какой русский композитор путешествовал по Италии и сочинил романс «Венецианская ночь»? (Глинка)

7) Город в Италии на воде (Венеция)

На этапе осмысления использую метод заполнения информационной карты с помощью раздаточного материала, изучения темы в учебнике и дополнительной литературе. (рисунок 3).

На стадии рефлексии проходит защита информационных карт каждой группы. Данный метод развивает умение смыслового чтения текста, умение анализировать, представлять информацию в различных формах, контролировать ход и результат решения проблемы. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия.

Использование интернет сервиса LearningApps.org. на уроках и внеурочной деятельности способствует формированию функциональной грамотности учащихся. Работаю с сервисом на этапе актуализации знаний, применяя методы групповой и фронтальной работы, на этапе введения нового материала в виде наглядного пособия и домашнего задания. Его инструменты позволяют создавать интерактивные задания разных видов: викторина, сортировка, группировка, классификация, ввод текста, кроссворд. (рисунок 4).

При выполнении интерактивных заданий повышается восприятие, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, как – устойчивость внимания, умение его распределять; способность анализировать, классифицировать.

Все эти задания направлены на развитие функционально грамотной личности.

Библиографический список1.Алексашина И.Ю., Абдулаева О.А., Киселев Ю.П. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся

2. Лысова, О. В.Особенности формирования рефлексии российских школьников в свете функциональной грамотности и стандартов XXI века / О. В. Лысова, А. Ш. Абдуллина, Л. К. Нуримхаметова // - 2020. - Т. 3. - № 2. - С. 22-27.
2022