НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Лойко О.В. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf


Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное самосознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности.
«Не знающий прошлого, не сможет понять настоящее и думать о будущем» - гласит народная мудрость. Человек, живущий в потоке истории не растворяется в нем благодаря Культуре, которая, связывает народы во времени и в пространстве.Культурное наследие н арода - хранилище его мудрости, освященное веками, - вбирает в себя фольклор, духовные традиции, народные промыслы, прикладное искусство Оно помогает сохранить прошлое, обьединяет народ, оно организует связь поколений, на нем держится духовно-нравственная жизнь народов. Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества
Использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и др.) Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Важно показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, национальный характер. Фольклор используется и во всех режимных моментах: утренней гимнастике, при умывании, приеме пищи. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, выражают заботу о ближнем, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, в нем, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности. Важно накапливать опыт восприятия малых фольклорных жанров.
Старинные народные игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные русские народные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
В работе воспитателя должна быть оформлены картотеки русских народных подвижных и хороводных игр, малых форм фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, колыбельные песни).
Создание атмосферы национального быта.
Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Одним из условий успешного решения этой задачи является создание предметно-развивающей среды, которая способствует накоплению информации. С этой целью в ДОУ создают мини - музеи («Русская Изба», «Музей головных уборов» «Русская березка» и др.). Подлинность экспонатов обязательн (национальные костюмы, посуда, старинная мебель, орудия труда).Ведь дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление
Важно посещение краеведческих музеев. Перед тем как посетить музей, необходимо подготовить детей к восприятию намеченной темы, дать им первоначальный минимум знаний.
Только прикасаясь к настоящим предметам старины, дети сумеют почувствовать свою принадлежность к истории своего народа.
Знакомство с народным искусством.
Развивать художественный вкус, эмоциональную отзывчивость через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Дети знакомятся с народным декоративно - прикладным искусством (Городец, Хохлома, Гжель), с народным промыслом( Дымковской игрушкой, Филимоновской игрушкой, Каргопольской игрушкой и т.д. ), а так же с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей). Интересна детям будет тематическая выставка «Куклы наших бабушек» на которой дети смогут познакомиться со старинными куклами: куклы-обереги, куклы –закрутки, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы.
Проведение традиционных народных праздников.
Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, изменениями в живой и неживой природе. Проведение праздников таких как Рождеством, Масленица, Осенины, предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка. Разные нации живут на просторах Российской Федерации. Изучение родной культуры заставляет задуматься и о наших общечеловеческих корнях, побуждать уважать культуру других народов и чутко к ней относиться.
Задачи по приобщению детей к истокам народной культуры глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Чтобы сделать их своими союзниками, формы работы должны быть интересными: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения, проекты, дискуссии, совместные экскурсии, «Круглый стол», совместная продуктивная деятельность Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. Родители станут активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Приобщая детей к истокам русской национальной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.
.
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М., 2004.
Богачева И.В. И др. Мое отечество – Россия! М., 2005
Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России., М., 2004.
Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. М., 2004.
Мельникова М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение. 1987
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- «Детство-Пресс».
Пословицы русского народа: Сб. В.Даля: В 3т. – М.: Русская книга, 1993.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Собр. М. Забылиным. М., 1980.
2018