Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Егорина В.Д. Подготовка к школе детей в условиях логопедического пункта

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (01) https://f.almanah.su/01.pdf


Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт становление и интенсивное развитие функциональных систем организма.
Правильная речь является одной из важнейших составляющих полноценного развития личности, процесса её социальной адаптации, успешного обучения в школе.
Подготовка детей к школе предполагает повышение уровня общего развития детей, укрепление их здоровья, стимулирование работоспособности, совершенствование мышления, познавательных процессов, воспитание определённых качеств личности – умения планировать и контролировать свои действия. Работать в соответствии с указаниями взрослого.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с различными нарушениями речи. Это вызывает трудности общения с окружающими, ведёт к возникновению у детей закомплексованности, мешает им учиться и в полной мере раскрыть свои способности. Своевременное устранение речевых нарушений предупреждает отрицательное влияние их на формирование личности и на все составляющие здоровья ребёнка.
Поэтому главная цель работы с детьми, имеющими речевые нарушения – формировать личность ребёнка через полноценное овладение родным языком и развитие у него языковых способностей. Реализуется она через решение основных задач:
- обучать детей умению оперировать единицами языка – звуком, словом, предложением;
- развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- учить контролировать свою речь;
- воспитывать желание работать внимательно и сосредоточенно, контролировать свои действия и речь.
Для решения поставленных задач использую коррекционные технологии: личностно-ориентированные технологии, которые ставят в центр образовательной и воспитательной работы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития; здоровьесберегающую технологию, которая предполагает охрану и укрепление физического и психическогоздоровья детей через сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка; игровую технологию – группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр как средство побуждения и стимулирования к учебной деятельности.
Логопедический пункт посещают дети с несложными речевыми нарушениями: дислалияво всех её проявлениях и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, когда у ребёнка, помимо неправильного звукопроизношения, нарушено или не сформировано фонематическое восприятие – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки. Развитое фонематическое восприятие – предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, расчленению их на основные элементы – фонемы – различных звукокомплексов – сочетаний звуков, слогов, слов. Поэтому с самого начала учебного года параллельно с коррекцией произносительной стороны речи начинаю изучение букв и звуков, которые они обозначают, работаю над обучением детей чтению.
С первых занятий учу сливать буквы в слоги, слоги в слова. Дети быстро схватывают слоги и сразу же двухсложные слова с открытыми слогами и односложные слова с закрытым слогом (МА-МА, МУ-ХА, СОМ). К работе над чтением сразу подключаю родителей. На индивидуальных консультациях знакомлю их с методикой обучения чтению, даю рекомендации по занятиям с детьми дома – чтение, печатание букв или элементов букв, задания на развитие фонематического восприятия.
У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому на индивидуальных занятиях использую наглядный материал в виде предметных и сюжетных картинок, звуковых схем и звуковых символов, дидактические игры. При овладении чтением на уровне слов несложной слоговой структуры подключаю игры с буквами: «Буква заблудилась», «Найди слово», «Слово рассыпалось».
На первых занятиях даже дети с достаточно развитым фонематическим слухом не сразу слышат изучаемый звук в составе слова. Требуется одно-два задания, и дети легко входят в рабочую ситуацию и называют слова с заданным звуком, отыскивая их в окружающей обстановке. На индивидуальных и подгрупповых занятиях использую разные виды заданий и дидактических игр на развитие фонематического восприятия:
- чётко произнести изучаемый гласный звук;
- чётко произнести изучаемый согласный твёрдый (мягкий) согласный звук;
- хлопнуть в ладоши, услышав заданный звук в ряду звуков, слогов, слов;
- обозначить изучаемый звук соответствующим звуковым символом;
- произнести слоговой ряд со сменой гласного (согласного) звука;
- произнести слоговой ряд со сменой ударения, то есть с разным ритмическим рисунком;
- задания на дифференциацию звуков, схожих по артикуляторным и акустическим признакам: свистящие – шипящие, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие;
- дидактические игры «Звук заблудился», «Подскажи словечко» и др.
Одновременная работа по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, обучению чтению на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, на фронтальных занятиях по подготовке к обучению грамоте с воспитателем и при достаточной отдаче со стороны семьи даёт положительные результаты. К середине учебного года в багаже детей достаточно развитое фонематическое восприятие, чтение на уровне простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. На этой базе начинаю работу над формированием навыков звукового и слогового анализа слов. Ребёнок по зрительному представлению выкладывает слово, определяет количество звуков, называет гласные и согласные звуки в составе слова, дифференцирует согласные звуки по твёрдости-мягкости, обозначает их звуковыми символами, определяет количество слогов, выделяет ударный слог.
Все виды работ являются составляющими компонентами работы по подготовке к обучению грамоте.
Индивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции произносительной стороны речи включают в себя не только исправление неправильного звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, но и накопление словаря, формирование и правильное употребление в речи грамматических категорий и развитие связной речи. Работа ведётся по формированию и развитию всех компонентов языковой системы – лексики, фонетики, грамматики, связной речи.
К концу учебного года дети, посещающие логопедический пункт, подходят со следующим багажом знаний:
- с откорректированным звукопроизношением;
- с развитым фонематическим восприятие: слышат звук в составе слова, определяют количество звуков в слове, порядок звуков в слове при счёте;
- дети различают понятия «звук» и «буква», «гласные» и «согласные» звуки, дифференцируют согласные звуки по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости;
- овладевают навыками слогового анализа слов: делят слова на слоги (по количеству гласных букв), выделяют ударный слог;
-оперируют понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- понимают и правильно употребляют в речи основные грамматические категории;
- имеют достаточный словарный запас;
- владеют навыками связного высказывания;
- приобретают навыки печатания букв, слов, предложений;
- овладевают навыками чтения.
Таким образом, к концу года у детей сформирована база, необходимая для успешного усвоения школьной программы.

Список литературы.

1. Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи (в подготовительной к школе группе). М., 1998.
2. Филичева Т.Б.. Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). М., 1993.
3. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. М., 1996.
4. Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Волгоград, 2001.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. М., 2001.
6. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений звуковой структуры слов у детей. С-П., 2001.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., 1991.
8. Шумаева Д.Г. как хорошо уметь читать. С-П., 1998.
9.Рыбина Э.В. Дидактические игры по подготовке к звуковому анализу. Дефектология, 1989. № 4.
10. Ткаченко Т.А. Если ребёнок плохо говорит. С-П., 1997.

2017