Информационные технологии в современном образовательном процессе

Кожевникова А. С. Практический опыт организации обратной связи с родителями и детьми при создании учебных школьных групп на дистанционном обучении

Оригинал материала размещен в выпуске № 6 (44) https://f.almanah.su/44.pdf


С каждым годом растет востребованность в организации дистанционного обучения в системе не только вузовского, но и школьного образования. При этом дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].
При организации дистанционного обучения, особенно с детьми младшего среднего возраста, актуальным становится вопрос получения обратной связи как с учениками, так и с их родителями. В широком смысле обратная связь означает отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. В контексте дистанционного обучения это может быть информация, предоставляемая учеником или учителем относительно выполненных работ или понимания предложенного материала. Так, Дж.Петти в своей книге «Современное обучение. Практическое руководство» говорит о том, что процесс обучения обречен на провал, если не обеспечены следующие два условия: 1) для ученика – возможность задавать вопросы; 2) для учителя – возможность выяснить, как ученик понимает материал [2]. Действительно, без обратной связи учитель не может понять, какие трудности возникли у учащихся, состоялось ли обучение.
При организации дистанционного обучения для отдельной группы учащихся необходимо выполнить ряд действий.
В первую очередь с помощью администрации школы, а также классного руководителя, организуется родительское собрание на онлайн платформе для родителей или законных представителей той группы детей, которая в данный момент переходит на дистанционное обучение. Хорошо зарекомендовала себя адресная рассылка писем родителям или законным представителям.
Далее следует организовать встречу именно на той платформе, на которой в дальнейшем будут проходить уроки. В этом случае родители понимают, как выглядит сама конференция на данной платформе, почему педагогами выдвигаются определенные требования. Также на родительском собрании при помощи демонстрации экрана необходимо показать, как будет выглядеть онлайн-класс и объяснить основные принципы работы в нём.
Для того чтобы организовать учебный процесс при помощи дистанционных образовательных технологий, учителю необходимо выбрать формат взаимодействия с учениками. В настоящее время существует большое количество образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации, например, Российская электронная школа, Учи.ру, ЯКласс и другие. Остановлюсь более подробно на организации Google Classroom, так как имею достаточно успешный опыт организации работы именно на этой платформе. Процесс взаимодействия между учителем и учащимися с использованием данного сервиса проходит намного быстрее и эффективнее, а обучение становится более интересным, динамичным и результативным. На этой платформе можно создать свой класс или учебный курс, составить задания по темам, а также оценить выполненные работы учащихся и проследить за их прогрессом, осуществить обратную связь.
Для организации дистанционного обучения на платформе Google Classroom предлагаю следующий алгоритм действий:
·                        На родительские почты высылается письмо-инструкция. При этом инструкция обязательно должна быть пошаговой, простой и понятной к исполнению. Ключевые слова лучше выделить, например, жирным шрифтом.
·                        После получения google-почт учеников, подключаем их к платформе Google Classroom (фото 1).
·                        Аналогичным образом подключаем и учителей, работающих с данной группой учащихся.
·                        При организации Google Classroom в настройках оставляем возможность в ленте писать только учителям. При надобности дети могут оставлять комментарии под сообщениями учителей (фото 2).
·                        Когда учителя размещают записи в ленте или задания, ученикам на их почты приходят сообщения об этом событии. Если у заданий установлены сроки выполнения, то в Google Classroom это отображается, а также ученикам идут напоминания, что и когда они должны сдать. Это экономит время учителя, так как отсутствует необходимость рассылки заданий на почтовые адреса всех учеников (фото 3,4).
·                        Если ученики оставляют комментарии к записям педагогов или заданиям, учителям также приходят оповещения об этом (фото 5).
При этом общение с родителями по мере надобности производится посредством электронной почты, также можно организовать встречу в Zoom.
Таким образом, организации обратной связи с родителями и детьми при создании учебных школьных групп на дистанционном обучении играет ключевую роль в обучении и влияет на его результаты, поскольку сервис Google Clsassroom позволяет учащимся оценить свой результат, определить потенциальные области своего саморазвития.
Библиографический список:
1. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт //https://www.eduneo.ru/
2. Петти Дж.Вильям «Современное обучение. Практическое руководство». – Издательство: Ломоносовъ, 2010.
3. Полат Е.С., Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения/Под ред. Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2006.
4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
2021