НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Артамонова Е.В. Урок экологии по теме «Шумовое загрязнение атмосферы» (5 класс)

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (29) https://f.almanah.su/29.pdf


Урок разработан по программе «Экологическая культура и здоровье человека. Практикум», реализует требования ФГОС.
Цель: усвоение умений самостоятельно применять знания, умения и навыки и осуществлять их перенос в новые условия практической работы.
Задачи:
Образовательные: освоение содержания экологического образования: сформировать у обучающихся понятия «шумовое загрязнение», «уровень шума».
Развивающие: развитие ключевых компетентностей обучающихся на примере содержания экологического образования; развитие исследовательских умений обучающихся по оценке состояния различных компонентов окружающей среды.
Воспитательные: формирование ценностей здорового образа жизни.
Методы: самостоятельное проведение обучающимися исследований с использованием датчиков цифровой экологической лаборатории; анализирование, сравнение и обобщение результатов; применение полученных знаний в практических ситуациях.
Реализуются метапредметные связи с математикой, физикой, биологией.
Ход урока
1.Повторение по теме «Загрязнение атмосферы». Актуализация знаний обучающихся. Обучающимся предлагается ответить на следующие вопросы:
·          Какие пути загрязнения атмосферы вы знаете?
·          Как влияет запыленность воздуха на здоровье человека?
·          Почему троллейбус и трамвай считают экологически чистыми видами транспорта по сравнению с автобусом?
2.Постановка образовательной проблемы
Рассмотрите рисунок, определите о каком виде загрязнения атмосферы будет идти речь?
После обобщения ответов обучающихся, введение нового понятия шумового загрязнения.
Шумовое (акустическое) загрязнение – это раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека.
3.Просмотр ролика о вреде шумового загрязнения. (https://www.youtube.com/watch?v=Kq7Q5-pN_uI&feature=emb_logo)
Работа с таблицей 1 «Шумовое загрязнение атмосферы». Заполнение таблицы в ходе фронтальной беседы с обучающимися.

Таблица 1. Шумовое загрязнение атмосферы

Параметр загрязнения атмосферы
Природа
Источник
Влияние на человека
В чем измеряется
Шумовое (акустическое) загрязнение
Звуковые волны
Технические средства, автомобили, промышленные предприятия и т.д.
Нарушение слуха, нарушение сна, повышение давления, страдает нервная система
Измеряется в децибелах, дБА
 4. Выполнение практической работы коллективно или в группах.
Практическая работа «Изучение шумового загрязнения на территории школы»
Оборудование: цифровой датчик звука лаборатории «Научные развлечения».
Ход работы:
1.Измерить уровень шума на пришкольной территории.
2.Занести результаты в таблицу 2 «Изучение шумового загрязнения на территории школы».

Таблица 2. Изучение шумового загрязнения на территории школы

Уровень шума
Показания, дБА
Выводы
Пришкольная территория


 3.Сравнить с нормами допустимого шума (таблица 3 «Нормы допустимого уровня шума в различных функциональных зонах»).

Таблица 3. Нормы допустимого уровня шума в различных функциональных зонах

Назначение территории
Уровень шума, дБА
Территории жилой застройки
55
Территорий детских дошкольных учреждений
45
Пришкольные участки
50
Места отдыха
45
Промышленные районы
65
 4.Сделать вывод, о шумовом загрязнении пришкольной территории.
5.Систематизация и закрепление материала
Сравнить уровень шума на пришкольной территории и уровень шума при взлете самолета, уровень шума на пришкольной территории и при нахождении в салоне движущегося автомобиля. Какой уровень шума выше и насколько, провести математические расчеты, сделать выводы.
·          Уровень шума при взлете реактивного самолета- 140 дБА,
·          Уровень шума при нахождении в салоне движущегося автомобиля со скоростью 50 км/ч- 70 дБА.
6.Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы:
·          Что нового вы узнали на уроке?
·          Как пригодятся полученные знания в дальнейшей жизни?
Библиографический список:
1.       Экологическая культура и здоровье человека. Практикум. 5-7 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций/Е.М. Приорова.- М.: Просвещение, 2019.-191 с.: ил.- (Внеурочная деятельность).
2.       Методические рекомендации по созданию сети школьного экологического мониторинга/ А.В.Иванов, И.А.Смирнов.- М.: «Научные развлечения, 2013.-88с.
2020