НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Н.В., Уляшева Т.А. Сенсорная интеграция в речевом развитии дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 02 (16) https://f.almanah.su/16.pdf

Отклонения в речевом развитии дошкольников в последнее время становятся всё более актуальной проблемой. На сегодняшний день существует множество методов и приёмов, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
Одним из возможных путей решения этой проблемы мы видим во включении элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Создателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес, американский логопед и психолог.
По мнению отечественного логопеда Лынской М.И., развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия напрямую влияет на развитие мотивации к речи.
В связи с этим одной из основных задач детского сада является – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность ребёнка в познании окружающего мира, поэтому при организации образовательной деятельности мы стараемся научить фиксировать внимание детей на таких моментах, как «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что ты чувствуешь или ощущаешь?»
Известно, что успешность интеллектуального и физического развития, овладение речью в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей.
В детском саду мы организовали сенсорный центр, в котором представлены игры, направленные на развитие тактильных ощущений, на обогащение чувственного опыта детей. По видам сенсорные игры можно разделить на игры с красками, крупами, бытовыми предметами, песком, бумагой, тканью, сенсорными коробочками, камешками «марблс» и др.
В сенсорном центре дети играют, трогают, смотрят, слышат и чувствуют. Игры с сенсорными пособиями помогают отвлечь, заинтересовать, расслабить ребёнка, создать наиболее оптимальные условия для успешного выполнения заданий, направленных на развитие психических и речевых процессов.
Также сенсорные игры дают ребенку поток разнообразных ощущений, в результате чего происходит стимуляция нервной системы, улучшается сенсорная интеграция. В сочетании с традиционными задачами развития речи (формирование свободного общения между сверстниками; пополнение словарного запаса; приобщение к чтению литературы; развитие слуха, интонационной выразительности), происходит положительная динамика в развитии речи ребенка.
Таким образом, используемые в коррекционной работе методы и приемы сенсорной интеграции обеспечивают развитие речевых, моторных, познавательных, коммуникативных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

Использованные источники

1.       Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития; М.: Теревинф, 2009.
2.       Кислинг Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие; М.: Теревинф, 2010.
3.       М.И. Лынская. Преодоление алалии и задержки речевого развития у детей. Метод сенсорно-интегративной логотерапии. Конспекты занятий. – М.: ЛОГОМАГ, 2015. – с.90 (Под редакцией профессора Шаховской С.Н.)
2019