НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Беликова В. В., Гридчина О. А., Съедина А. Ю. Воспитание нравственных чувств и формирование этических представлений у дошкольников

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста тесно связано с формированием у них этических представлений. Отсутствие у ребенка таких представлений, незнание того, «что такое хорошо и что такое плохо», мешает ему контактировать с окружающими его людьми, может явиться причиной слез, капризов, негативного отношения к требованиям взрослых.
Нередко взрослые слишком формально подходят к усвоению детьми этических норм. Одних требований: «Нельзя лгать, нельзя злиться, драться, нельзя грубить и т.п., нужно быть добрым, честным, вежливым…» - недостаточно, чтобы пробудить подлинные чувства.
На развитие у ребенка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность. Причем влияние это бывает как положительным, так и отрицательным.
При правильном воспитании дошкольники способны воспринимать сложные отношения между людьми. С возрастом дети становятся более наблюдательными, более объективными и точными в оценке поведения окружающих. Они способны уже к дифференциации и обобщению этических представлений. Поэтому работа воспитателя по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной, систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемых ребенку сведений.
Опыт показывает, что формирование у детей этических представлений во многом определяет развитие их чувств и поведение. Неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости являются причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому педагог должен прежде всего выяснить, что знают сами дети об этике отношений между людьми, какое конкретное содержание вкладывают они в понятие «доброта», «честность», «справедливость», осознают ли они проявления жестокости, лживости, себялюбия.
Иногда дети путают понятия «быть добры», «честным», «справедливым», хотя и называют их общим понятием «быть хорошим»; на вопрос «Что значит быть справедливым?» отвечают: «Быть добрым, вежливым, ласковым»; на вопрос «Что значит быть добрым?» отвечают: «Это – место в автобусе уступать», «Быть хорошим».
При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Содержание же их дети могут уяснить только на конкретных примерах из жизни или из художественных произведений.
Выявлять знания и формировать представления детей можно, не только задавая им прямые вопросы. Очень полезно проведение специальных бесед, создание различных педагогических ситуаций, в которых дети должны быстро принять какое-то решение, что-то сделать, предпринять, чтобы выйти из затруднения.
Для развития этических представлений детей целесообразно использовать произведения художественной литературы, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло. Например, детям старшего дошкольного возраста можно почитать рассказ Н. Носова «Карасик». В рассказе говорится о мальчике, который набедокурил, а потом струсил, сказал неправду, и в результате должен пострадать котенок; но мальчик любит котенка, он понимает, что поступил плохо, и хочет исправить свою вину, спасти котенка от наказания.
Необходимо так построить беседу, чтобы дети глубже задумались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным им проступком и пришедшим к нему раскаянием. В этом случае происходит не только формирование представлений детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств.
При формировании у детей этических представлений необходимо постоянно ставить перед ними новые задачи, сосредоточивать их внимание на жизненном опыте. Например, можно предложить ребенку рассказать о каком-нибудь случае несправедливости, свидетелем которого он был, и спросить у него, что он сделал для того, чтобы исправить эту несправедливость.
Обращение к личному опыту детей дает возможность педагогу выяснить, какие этические понятия ими еще не усвоены, и вести воспитательную работу в нужном направлении. При этом следует обращать внимание на эмоциональное состояние ребенка во время таких бесед, чтобы понять, как он относится к тому, что в данный момент обсуждается.
Одним из условий пробуждения и воспитания чувств является развитие нравственного сознания детей. Известно, что дети старшего дошкольного возраста способны различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему нужно поступать хорошо, какой мотив стоить за каждым поступком. От осознания причин и мотивов поступков зависит глубина, устойчивость чувств ребенка.
Путь от формирования у детей знаний о хорошем до правильного поведения их очень сложен и должен быть заполнен постоянной кропотливой работой взрослых над развитием нравственного сознания детей. В одном случае дети знают правила, но поступают неправильно; в другом – поступают как будто бы правильно, но поступки их своекорыстны, фальшивы; в третьем – поступают хорошо, но не способны разобраться в конфликте между сверстниками. Некоторые дети при хорошем собственном поведении остаются равнодушны к поведению окружающих, бывают категоричны в своих суждениях о поведении сверстников. Нередко они ведут себя хорошо только в присутствии взрослых из страха быть наказанными. Причина всего этого – формальное усвоение этических знаний, неосознанное выполнение требований взрослого. Чтобы этого не было, педагог должен заботиться о развитии нравственного сознания ребенка и потому прежде всего сам должен определять, с какой целью совершает ребенок тот или иной поступок, какие он преследует при этом цели.
Воспитатель должен обращать внимание на то, насколько искренни поступки детей. Например, ребенок просит прощения за совершенный проступок. Просьба его может быть искренней: он осознал свой проступок и ему стыдно. Но он может просить прощение, чтобы быстрее избавиться от наказания. Нередко дети делятся своими игрушками, сладостями не потому, что проявляют искреннюю доброту к сверстнику, а из-за какой-то личной выгоды. «Я тебе дам машинку, а ты меня прими в игру» - говорит мальчик. Не зная, ка достичь расположения сверстников, ребенок задабривает их. Бывает, что ребенок совершает «добрые» поступки только ради похвалы взрослых или под нажимом, хотя в душе ему совсем не хочется это делать.
Формальное обучение ребенка правилам хорошего поведения дает обычно временный, сиюминутный результат. Привычка поступать только по указке, не чувствуя необходимости именно этого действия, формируют личность убогую. Воспитывая у детей сознательное отношение к своим поступкам, педагог должен, прежде всего, сам понять причины, побудившие ребенка совершить то или иное действие, затем узнать, как он объясняет его, и, если это объяснение неточное или неверное, постараться помочь ребенку разобраться.
Воспитание у детей нравственных чувств – сложный процесс. Он предполагает прежде всего формирование у них этических представлений, обобщенных и дифференцированных (что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным и т.п.). Методика формирования этих представлений должна основываться на доступных, конкретных образных примерах из жизни или художественных произведений, способствующих развитию нравственного сознания детей. Осознание детьми мотивов поступков способствует быстрому усвоению ими этических представлений и, следовательно, развитию чувств, правильному поведению.
Эмоциональное отношение к поступкам окружающих и своим появляется у детей в том случае, когда для них ясен смысл этих поступков, когда они видят определенное отношение к ним взрослых, а также в условиях самостоятельного общения друг с другом.

Библиографический список

1.       Буре Р.С., Година Г.Н., Шатова А.Д., Козлова С.А., Нечаева В.Г., Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1989. 96 с.
2.       Богданова, О.С. Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя / ред. И.А. Каиров, О.С. Богданова. М.: Просвещение, 2012. 318 c.
2021