НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Илларионова М.А. Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Опыты со светом» для детей средней группы

Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (27) https://f.almanah.su/27.pdf

Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами света и тени через опытно – экспериментальную деятельность;
- создать условия для познавательно-исследовательской деятельности детей;
- уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать умение увидеть в тени предмет;
- стимулировать воображение;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
- развивать связную речь, умение рассуждать.
Воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать дружеские отношения при детско-взрослом взаимодействии.
Оборудование: фонарики, настольная лампа, свеча, экран, бумага, картон, ткань, дощечки, собачка, вырезанная из картона, карточки с изображением источника света, коробка с прорезью.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята! Скажите мне, почему я сегодня так одета?( Воспитатель одет в костюм путешественника). Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на поиски сюрприза. А для чего мне нужен фонарик? А сейчас мы свами узнаем. Присядем на дорожку, перед нашим путешествием я хочу прочитать вам небольшой отрывок из сказки К.И. Чуковского «Краденое солнце». (Воспитатель читает отрывок).
Воспитатель: Ребята, а почему в сказке наступила темнота? (ответы детей)
- Что даёт нам солнце? (свет, тепло)
- Правильно. А вы знаете, что свет бывает природным и искусственным? Назовите эти источники. (показ презентации). Ребята, а есть еще один природный источник света. Хотите, узнать? Это маленькое насекомое. Светлячок. Посмотрите, в темноте у него светится брюшко.
Гимнастика для глаз
Глазки влево, вправо,
Вверх и вниз.
И всё сначала
Путешествие наше будет интересным. Может нам придётся идти при свете, а может и нет. А сможем ли мы с вами идти в темноте? (нет) Значит, что нужно взять с собой в путешествие? (фонарик)
Воспитатель: Правильно. Он нам будет освещать и показывать путь. (идём под весёлую музыку). Отважные путешественники, в путь!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я нашла. Да это самый настоящий клад (подходит к столу с разными предметами).
Воспитатель: Посмотрим, что это за предметы. Да тут фонарики! А еще что есть?
Дети: Ткань, бумага, дощечки, картон.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю взять фонарики и включить их. А теперь мы поиграем с этими предметами
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать сквозь дощечку? Попробуем, что получится (свет не проникает).
-А почему?
Аналогичная работа проводится с бумагой, картоном, тканью.
Воспитатель: Через какие предметы свет проходит? (Через ткань и лист бумаги)
-А через какие предметы свет не проходит? (через картон и дощечки)
Воспитатель: В путь мои друзья.
Чтоб всегда здоровыми быть,
Нужно нам в поход ходить.
На природе отдыхать.
Свежим воздухом дышать.
Воспитатель: Ой! Что это на нашем пути! (на пути, на столе контейнер с предметными картинками природного и искусственного света)
Воспитатель: Ребята, у меня перепутались картинки. Помогите мне разложить их на два контейнера. Посмотрите, на этом контейнере изображена лампочка. Значит вам предстоит сложить сюда картинки, которые относятся к искусственному свету, созданной человеком. А на этом - изображено солнышко, вам предстоит сложить сюда картинки, которые относятся к природному свету, созданной природой (дети раскладывают картинки).
Воспитатель: Ребята, что относится к искусственному свету?
Дети: Костер, лампа, свеча, фонарик.
Воспитатель: Молодцы! А что относится к природному свету?
Дети: Солнце, луна, звезды, молния, северное сияние, светлячки.
Воспитатель: Правильно. Все вы у меня знаете.
Продолжаем наше путешествие. Присмотритесь, что там вдалеке. Подойдем ближе. (Лампа, фонарик и свеча)
Воспитатель: Ребята, а это что за предметы? Для чего они нужны?
Дети: Чтобы светить.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, от чего света будет больше: от лампы, свечи или моего фонарика? (ответы детей)
Воспитатель: Я вам предлагаю проверить. А, что для этого нужно сделать? Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Дети: Лампу включить в розетку.
Воспитатель: Включаю. Лампа зажглась, а фонарик тоже включаем в розетку?
Дети: Нет, у него есть батарейки.
Воспитатель: Саша, нажми на кнопку, получилось. Фонарик горит. А как включить свечу?
Дети: Её надо зажечь.
Воспитатель: Зажигаем свечу. Что же светит ярче?
Дети: Ярче светит настольная лампа, свеча и фонарик дают меньше света.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие (подходим к экрану). Я предлагаю остановиться на привал. И немного отдохнуть. Присаживайтесь. Ребята, а вот здесь нас ждут загадки. А загадки мои необычные. Закройте глаза. (Воспитатель ставит фигуру собачки между экраном и источником света. Откройте. Что изображено на экране?)
Дети: Собака.
Воспитатель: Правильно, это тень собаки. Скажем хором это слово.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Я подвинула игрушку вперед. Тень стала меньше. А сейчас подвинула ближе к источнику света. Что стало с тенью.
Дети: Тень стала больше.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Чем ближе игрушка к фонарю, тем больше ее тень на экране. Чем дальше фигурка от фонаря, тем меньше будет ее тень
(Воспитатель закрывает свет от прожектора).
Воспитатель: Ребята, а сейчас есть тень?
Дети: Нет тени.
Воспитатель: А почему не стало тени?
Дети: Нет света.
Воспитатель: Правильно. Значит, тени без света не бывает.
Воспитатель: Ребята, а с тенью можно поиграть? А я ещё умею показывать тени ладошками. Хотите посмотреть? (воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки и т.д.) А вы хотите поиграть с тенью? (дети показывают тени)
Воспитатель: Ребята, а теперь мой волшебный фонарик покажет своим светом где спрятан сюрприз (дети находят сюрприз).
Воспитатель: Ребята, посмотрите в отверстие в крышке коробки. Вы видите, что в ней лежит?
Дети: Не видно.
Воспитатель: Как вы думаете? Почему?
Дети: В коробке темно.
Воспитатель: А теперь отвернитесь (воспитатель кладёт включенный фонарик в коробку).
Воспитатель: А теперь видно, что внутри?
Дети: Видно. В коробке звездочки.
Воспитатель: Почему вы увидели звездочки.
Дети: В коробке стало светло.
Воспитатель: Ребята, я дарю вам эти звёздочки как символ света. Они будут вам напоминать о нашем увлекательном путешествии, об игре со светом и тенью. Мне свами очень понравилось путешествовать. Спасибо, ребята!

Библиографический список

1.Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
2.Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования /Рыжова Л. В. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 208 с.
3.Тугушева, Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Тугушева Г. П. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
2020