НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Васильева Ж.Н., Зарубина З.В. Интегрированное мероприятие по музыкальному и сенсорному развитию в детско-родительских парах с элементами телесно-ориентированной терапии «Цветы для мамочки»

Оригинал материала размещен в выпуске № 05 (19) https://f.almanah.su/19.pdf

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: первая младшая группа
Цель: Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста, развитие способности эмоционального восприятия музыки, формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.
Образовательные задачи:
-формировать первоначальные элементарные математические представления;
-расширять словарный запас по теме: музыкальные инструменты – металлофон, треугольник, колокольчик, клавесы, капель;
-формировать умение ориентироваться в свойствах предметов (цвет, форма, размер, количество);
-расширение психолого-педагогических знаний родителей об играх, упражнениях и других видах сенсорного взаимодействия с детьми.
Развивающие задачи:
-развивать познавательные процессы (восприятие, мышление, память, слуховое и зрительное
внимание, речь);
-развивать мелкую моторику рук, сенсомоторную координацию;
-развивать зрительно-пространственную ориентацию;
-развивать чувство ритма;
-развивать фантазию и воображение; действие по образцу;
-развитие умения родителей быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Воспитательные задачи:
-способствовать реализации творческого потенциала каждого участника совместной деятельности;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-организация детско-родительского сотрудничества, обеспечение поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с ребенком.
-создать условия для получения детьми незабываемых положительных эмоций: эстетическое наслаждение от увиденного и своего результата в работе, чувство радости и восторга от происходящего; чувство расслабления и удовлетворения.
Предварительная работа: изготовление цветов из соленого теста.
Формы совместной деятельности педагога с детьми и родителями:
- рассказ;
- игровые упражнения телесно-ориентированной терапии;
- инструментальное музицирование;
- пение;
- игровой массаж с шариками Су-Джок;
- упражнение с камешками Марблс;
- танец;
- тестопластика.
Используемые технологии:
- игровая образовательная технология;
- развивающая технология;
- здоровьесберегающая технология;
- ИКТ технология;
- технология проблемного обучения.
Для работы используются следующие материалы и оборудование:
Шумовые и звуковысотные музыкальные инструменты, массажные шарики СУ-ДЖОК; игрушки Би-ба-бо, платок из легкой ткани, стеклянные камешки Марблс, столы, заготовки из соленого теста, по количеству детей, для изобразительной деятельности; магнитофон с аудиозаписями.
Глоссарий:
Телесно-ориентированная терапия - изначально возникла в русле психоанализа, в 30-х годах прошлого века. Ее основатель Вильгельм Райх. Отличие телесно-ориентированной терапии от всех других заключается в работе с телом человека. А это является особенно важным, когда речь идет о детях. Телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим, дающим малышу понять, что его любят, принимают. Это определенная техника воздействия, которая аккуратно, мягко и заботливо дает детскому телу понять: все хорошо, все в порядке. Применение этой техники позволяет создать условия для того, чтобы тело ребенка расслабилось, напряжение, которое его сковывало, ушло.
Камешки Марблс – это яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребностям детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию. В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуются моторные способности движений рук, мелкой моторики пальцев, зрительно-моторной координации, развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
Клавесы – это латиноамериканское название перкуссионного инструмента, за которым кроется всего лишь пара палочек, ударяя которыми друг об друга музыканты подчеркивают ритмический рисунок музыкальной композиции. Простой, удобный, приятный на слух и легкий в обучении инструмент.
Су-Джок – это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины.
Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма ребенка. Кроме того, они создают благоприятный психофизиологический комфорт.
Вдавливание - прием лепки, в котором, путем нажатия большого или других пальцев на комочек теста делается небольшое углубление, или вдавливаются детали в тесто.
Дети с мамами и с музыкальным руководителем входят в зал, встают в круг.
Педагог-психолог. Давайте поздороваемся: «Здравствуйте!» (Ребята и родители здороваются словом, а солнышко – улыбкой. Психолог показывает картонное солнышко, которое фиксируется на руке с помощью резинки. Дети и родители улыбаются друг другу, как солнышко.)
Музыкальный руководитель. Наступила весна. Приглашаю Вас сегодня прогуляться по весеннему лесу и найти цветочки для мамочки. (Под музыку детки с мамами топающим шагом идут по залу, изображая колеса поезда.)
Вот и попали мы с Вами в лес. Как же здесь хорошо! Давайте посмотрим по сторонам.
Упражнение телесно-ориентированной терапии «Любопытные ребята».
Любопытные ребята
Смотрят влево, прямо.
Смотрят вправо.
А потом опять вперед
Тут ребенок отдохнет…
Любопытные ребята
Смотрят влево, прямо.
Смотрят вправо.
А потом опять вперед
Снова детка отдохнет…
(Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, вперед, затем вправо, вперед.
Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Исходное положение, расслабить мышцы. Мамы гладят своего ребенка по голове)
Музыкальный руководитель. Давайте прислушаемся к звукам весеннего леса. (Включить фонограмму. Музыкальный руководитель объясняет, что каждый звук нужно внимательно послушать). Когда сосульки тают, с них бежит вода и капает: «Кап! Кап!» Это капель. Давайте послушаем, как звонко поют капельки и изобразим это на музыкальных инструментах!
(Раздаёт детям музыкальные инструменты, обращая внимание на размер и количество – металлофоны (большой - маленький), колокольчики (много), музыкальные треугольники (большой и маленький). Дети берут музыкальные инструменты – поют и играют. Мамы при необходимости помогают.)
Всюду капели,
Ручейки запели!
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.
Музыкальный руководитель. Сосульки растаяли, побежали ручейки, повсюду лужи. Как мы с Вами будем шлепать и топать по лужам?
А в лесу дорожки не ровные и ямки встречаются и пеньки! А вот и ручеек!
Жестовая игра «Топ – шлеп»
Топ-шлёп, топ-шлёп,
То ямка,
То пенёк,
А вот и ручеек!
Буль-буль-буль-буль-буль!
(Дети с мамами шлепают по коленям попеременно то ладошками, то тыльной стороной кисти. Соединяют руки в форме лодочки. Ставят кулачок на кулачок.
Соединяют ладошки, плавно двигают ими перед собой, имитируя движение рыбки.)
Фонограмма журчания ручья.
Музыкальный руководитель. Вы слышите? У нас лесу тоже проснулся ручеек. Чтобы не замочить ножки, мы будем перепрыгивать через него. Вот так!
(Дети делают прыжок через платок на двух ногах. При необходимости мамы помогают перепрыгнуть детям.)
Идем дальше по лесу-искать цветочки!
По лесу идем,
Песенку поем.
И красивые цветочки
Мы для мамочки найдем.
Педагог-психолог. Посмотрите, ребятки, нам путь преградили камешки! Давайте их разберем и очистим тропинку.
(Дети разбирают стеклянные камешки Марблс, основных цветов, большие и маленькие, в четыре мисочки)
Музыкальный руководитель. Как хорошо Вы справились!
А нам пора снова отправляться в дорогу.
По лесу идем,
Песенку поем.
И красивые цветочки
Мы для мамочки найдем.
Ребята, посмотрите, по лесной тропинке к нам зайка прискакал и принес клавесы.
(Раздаем детям и мамам клавесы. Проводим подготовительный этап – показываем из клавесов ушки зайчика, крылышки пчелки. Слушаем как звучат палочки.)
Зайчик услышал, что мы ищем для мамы цветы. Он тоже очень любит свою мамочку и выучил для нее песенку:
Английская песенка «У кого есть мама?»
1.       У зайчонка мама есть?
Есть, есть, есть!
У волчонка мама есть?
Есть, есть, есть!
Припев:
У листочка, у цветочка
И у пчелки, и у елки
И у всех на свете мамочка есть
2.       У козленка мама есть?
Есть, есть, есть!
У слоненка мама есть?
Есть, есть, есть!
Припев.
(Дети и мамы делают ушки из палочек, стучат, делают хвостик из палочек, разводят палочки в стороны, делают крылышки, елочку, прижимают к себе палочки, делают ушки из палочек, хобот)
Музыкальный руководитель. Спасибо, заинька! Какая замечательная песенка!
У всех на свете есть мамочки, и мамочки очень любят своих деток.
(Звучит спокойная музыка)
Педагог-психолог. И сейчас наши мамы покажут, как они любят своих деток! Как крепко обнимают, гладят ручку вниз и вверх, а теперь вторую ручку. И спинку гладят! А еще мамочки всегда целуют деток!
Музыкальный руководитель. Нам снова пора в путь!
По лесу идем,
Песенку поем.
И красивые цветочки
Мы для мамочки найдем.
Педагог-психолог. Смотрите, к нам ежик бежит и что-то несет в корзиночке!
(Берут у ежика корзиночку с шариками «Су-Джок»)
Пальчиковая гимнастика «Колючий ежик» (Е.Железнова.)
Ежик, покажи, где нам найти цветы для наших мамочек?
(Ежик показывает в сторону столиков, на которых лежат картонные заготовки цветов с налепом из соленого теста.)
Педагог-психолог. Цветочки немного грустные, давайте их украсим
волшебными бусинками!
Какого же цвета будут наши цветочки? (ответы детей).
Психолог показывает, как можно прикрепить бусинки (прием-вдавливание: детям предлагается поместить на поверхность теста бусинки, надавливать на них большим, указательным или другими пальчиками, погружая в тесто).
Работа на местах, используя материалы для поделки. Рассуждения всех участников в процессе работы
Педагог-психолог. Какая красота, какие разнообразные волшебные цветочки у вас получились. Давайте подарим эти удивительные цветы нашим мамочкам и дружно похлопаем.
Как хорошо, что мы нашли цветы для мамочек! А теперь давайте потанцуем с мамами.
Песня – танец с мамами.
1.       Солнышко сияет,
Птички прилетают,
Распустились цветики,
Собрались в букетики.
Припев.
А мы с мамочкой танцуем,
Топ-топ-топ.
А мы мамочку целуем,
Чмок-чмок-чмок.
Маме мы цветочки дарим,
Маму нежно обнимаем.
2.       Солнышко сияет,
А сосульки тают,
Котики поют – мяу, мяу.
Спать нам не дают.
Музыкальный руководитель. Пришло время возвращаться из весеннего леса в детский сад!
(Под музыку детки с мамами топающим шагом идут по залу, изображая колеса поезда.)
Вот мы и в садике! Пришла пора прощаться!
До свидания!
Педагог-психолог.
До новых встреч!
2019