Информационные технологии в современном образовательном процессе

Топчий О. Н. Особенности дистанционного взаимодействия со студентами колледжа

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf


В настоящее время, особенно в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, многие учебные заведения используют различные формы дистанционной работы с обучающимися. Не является исключением и ГБПОУ РО «Ростовский колледж культуры».
Для успешности интерактивного взаимодействия необходимо наличие оборудования, обеспечивающего устойчивую связь в сети Интернет, а также знакомство преподавателей с различными платформами для проведения видеоконференций для достаточно большого количества участников при возможности демонстраций документов, презентаций, видеофильмов.
Проведение онлайн занятия в режиме реального времени при четкой работе технических устройств и программного обеспечения сохраняет практически все положительные черты традиционного очного обучения, позволяя в то же время с помощью различных современных медиасредств добиваться максимальной личностной ориентированности образовательного процесса. Многочисленные интернет-ресурсы, имеющиеся в настоящее время в свободном доступе, обеспечивают интеграцию видео, аудио, анимационных форм подачи материала. Значительное количество преподавателей разрабатывает также собственные электронные образовательные ресурсы применительно к конкретным темам занятий.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006 – 2008 годах все общеобразовательные учреждения России были подключены к сети Интернет. Доступ в Интернет появился даже в небольших поселках, расположенных в удаленных, трудно доступных частях нашей страны, где об этом способе коммуникации практически ранее не знали. Однако еще не везде выполняются необходимые технические требования: скорость доступа в Интернет должна была быть не менее 512 кбит/с, желательно наличие персонального компьютера или ноутбука с установленной операционной системой, браузерами Google Chrome или Mozilla Firefox, программой "Adobe Flash Player", встроенными динамиками, микрофоном для участия в аудиодиалоге, видеокамерой и т.д. К сожалению, домашний компьютер (ноутбук) имеется далеко не у всех обучающихся. Однако этого нельзя сказать о смартфонах и планшетах, широко распространенных в среде современной молодежи. Конечно, эти мобильные устройства имеют не такой широкий набор функций, как компьютер или ноутбук, однако обмен сообщениями, просмотр и запись видеороликов, формирование фотоизображений, передачу файлов они обеспечивают.
Безусловно, преподавателю для полноценной подготовки к занятиям (разработки текстов лекций, презентаций, тестов и тренажеров, отбору и трансформации в необходимом для конкретного занятия направлении учебного материала, имеющегося, в частности, в электронных библиотеках) необходим стационарный компьютер.
Для молодежи виртуальная среда зачастую комфортнее, чем взаимодействие в реальном мире. Поэтому в «Ростовском колледже культуры» широко используется взаимодействие с обучающимися и их родителями через социальные сети, например, «ВКонтакте». Педагогами колледжа создаются специальные группы или странички для оперативного информирования о наиболее значимых или требующих быстрого реагирования событиях в жизни колледжа (например, об изменениях в расписании, планирующихся или реализованных совместных мероприятиях - концертах, спектаклях, экскурсиях, олимпиадах, заседаниях клубов «по интересам» и т.д.), а также обеспечения обратной связи: студенты могут своевременно сообщить о возможности опоздания, причине пропуска занятия, заболевании, задать любой интересующий их вопрос. Кроме того, обеспечивается наличие в свободном доступе конспектов лекций, методических разработок по различным темам и предметам, методических указаний по выполнению домашних заданий и самостоятельных работ, что помогает восполнить пробелы в знаниях, индивидуализируя образовательную траекторию, а значит, лучше подготовиться к зачётам и экзаменам. Размещаемые преподавателями ссылки на книжные и нотные библиотеки, различные образовательные ресурсы ориентируют обучающихся на активную самостоятельную творческую работу и расширение образовательного пространства.
Оперативное взаимодействие со студентами преподавателей различных дисциплин, опосредованное социальной сетью, способствует эффективному формированию не только профессиональных, но и метапредметных и личностных результатов, что подтверждается достижениями, фиксируемыми в электронных портфолио студентов на разных этапах образовательного процесса.
Использование социальной сети в рассмотренных выше целях в нашем колледже было одной из принятых инновационных форм работы со студентами и в период традиционного очного проведения занятий. Однако достаточно быстрый переход на полное онлайн взаимодействие в связи с началом пандемии Covid-19 весной 2020 года потребовал дополнительных мер по организации эффективного дистанционного общения преподавателей со студентами, оставшимися в местах своего проживания и не приезжающими в Ростов-на-Дону для участия в учебном процессе.
Серьезные затруднения испытывали и преподаватели, и студенты. Преподавателям, не имеющим достаточных навыков работы в цифровой среде, не хватало времени на освоение новых сервисов, необходимых для качественного проведения дистанционных занятий. Многие студенты испытывали эмоциональный дискомфорт при дистанционном общении с преподавателями. Кроме того, поскольку внешний контроль был ослаблен, у учащихся со сниженным уровнем внутренней мотивации увеличивалась вероятность отставания от учебной программы. Поскольку и преподаватели, и студенты проводили теперь перед экранами мониторов значительно больше времени, могли возникнуть негативные последствия для их здоровья.
Новый учебный год осенью в ростовском колледже культуры был начат в рамках традиционной очной формы обучения, однако впоследствии те группы, в которых появлялись заболевшие, переводились на карантин, и преподаватели в течение соответствующего временного периода работали с ними дистанционно. В некоторых учебных группах такой перевод производился неоднократно.
С учетом опыта весеннего этапа онлайн обучения, в начале семестра в колледже были проведены несколько собраний, посвященных ознакомлению преподавателей с платформой Google Meet, процессами регистрации и создания дистанционных встреч со студентами в форме видеоконференций. Бесплатным сервисом Google Meet можно пользоваться онлайн в браузере или скачать приложение на телефон.
На сайте колледжа имеется таблица с алфавитным списком всех педагогов. При переходе группы на дистант обучение продолжается по расписанию. Перед каждым занятием преподаватель выкладывает ссылку на нее. Студенты заходят на сайт колледжа, открывают эту таблицу, находят графу с фамилией своего педагога и подключаются к уроку, активируя ссылку. По этой же ссылке на занятие с целью контроля может зайти и администрация колледжа. В том случае, если у студента сайт колледжа по какой-то причине не открывается, преподаватель дублирует ссылку в чате WhatsApp.
Google Meet обеспечивает демонстрацию документов, презентаций, видеороликов. Преподаватель может задать вопрос, предложить конкретному участнику видеовстречи ответить на него, увидеть и услышать отвечающего. Однако в качестве недостатка платформы следует отметить, что наблюдать динамику выполнения студентом письменного задания нельзя. Поэтому при преподавании, например, музыкально-теоретических дисциплин для реализации оперативной обратной связи обучающиеся выполняли задание в тетради и присылали его фото по WhatsApp. Преподаватель имел возможность осуществить быструю проверку, указать каждому на его недостатки, а также продемонстрировать со своего экрана чью-то работу, выполненную правильно или, напротив, содержащую характерные ошибки, и коллективно ее обсудить. Вокальные задания, например, по сольфеджио, преподаватель может прослушивать только индивидуально, по очереди, хоровое пение невозможно из-за возникновения эха в результате временного сдвига по причине разной скорости интернета у участников встречи.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что лекции и устный опрос при использовании платформы Google Meet на онлайн занятиях в реальном масштабе времени проходят практически аналогично их реализации при обычной очной форме обучения с присутствием учащихся в классах. Однако из-за отсутствия интерактивной доски оперативную обратную связь на разных этапах выполнения письменных заданий целесообразно осуществлять на базе WhatsApp. В целом, описанная в статье практика организации дистанционного взаимодействия преподавателей и студентов в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации обеспечивает требуемые образовательные результаты.

Библиографический список

1.Андреев А.А. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Новые технологии. Открытое образование. - 2013.- №5.- С. 40-46.
2.Новацкая О.А., Петрова Н.В. Современные образовательные технологии в учебном и воспитательном процессе СПО // Современные тенденции развития образования, науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции 30 ноября 2018 г./Под общ. ред. А.В. Туголукова – Москва: 2018. – С. 79-81.
3. Топчий О.Н. Опыт внедрения инновационных форм внеурочного взаимодействия преподавателей и студентов в колледже культуры // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации. Сборник материалов I Международной научно-практической конференции 12 апреля 2017 г. / Отв. ред. Т.И. Карнаухова – Таганрог: изд-во ТГПИ имени А.П. Чехова, 2017. – С. 691 – 697.
2020