Актуальные вопросы начального общего образования

Белоногова К. М. Методы и приемы развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках русского языка

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (38) https://f.almanah.su/38.pdf

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих и духовно богатых граждан страны. Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта возникают и формируются главным образом в младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже.
Интеллектуальное развитие школьников в процессе обучения стало ведущей идеей психолого-педагогических теорий Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, согласно которым оно должно осуществляться на любых предметах, стать специальной целью, опираться на достижения современной науки, иметь технологическую основу.
В стандартах второго поколения говорится, что в настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения младших школьников на урока русского языка.
Специфические черты русского языка как учебного предмета определяют его особые возможности в процессе развития интеллектуальных способностей младших школьников. Русский язык - важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их речи, нравственных качеств и в целом личности ребенка. В современной науке имеется целый ряд работ, посвященных проблеме развития интеллектуальных спосбностей младших школьников.
К определению понятия «интеллект» в психолого-педагогической теории существуют разные подходы. Интеллект или интеллектуальная деятельность представляет собой важнейший структурный компонент человеческой психики. Интеллект в наибольшей степени связан с важнейшими проявлениями психики человека и наиболее полно может дать представление о ее состоянии.
Комплексное развитие интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте идет в нескольких различных направлениях: усвоение и активное использование речи как средства мышления; соединение и взаимообогащающее влияние друг на друга всех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического; выделение, обособление и относительно независимое развитие в интеллектуальном процессе двух фаз: подготовительной и исполнительной
Развитие интеллекта зависит от влияния целого ряда факторов, среди которых можно выделить: социокультурные; личностные; нейрофизиологические.
Существуют многообразные функциональные свойства интеллекта, которые характеризуют частные психологические механизмы выполнения деятельности и которые могут свидетельствовать об уровне развития возможностей субъекта: обобщение значений слов; сформированность мыслительных операций и умственных действий, когнитивных навыков; обучаемость; скорость переработки информации; элементарные информационные процессы; переструктурирование познавательного образа; тип организации знаний; соотношение познавательных процессов; контроль потребностей и т. п.
В основе разработке современных стандартов школьного образования лежит представления об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно – исторической концепции психического развития школы Л.С.Выготского. Необходимость оптимизации начального образования осознается обществом как актуальная задача тогда, когда возникает существенный разрыв между новой системой требований к результатам образования и реальными результатами образовательной программы.) Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить об изменении общей парадигмы образования, что находит отражения в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений и навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться, от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества.
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием. В данный период происходит интеллектуализация всех психических процессов и осознание ребенком собственных изменений, которые происходят в ходе учебной деятельности. За первые три-четыре года учения в школе прогресс в умственном развитии детей бывает довольно заметным.
При обучении в начальных классах у детей формируется осознанность, критичность мышления. Это происходит благодаря тому, что в классе обсуждаются пути решения задач, рассматриваются варианты решения, дети учатся обосновывать, доказывать, рассказывать свои суждения.
По мере обучения в школе мышление детей становиться более произвольным, более программируемым, т.е. словесно-логическим. Конечно, и другие виды мышления развиваются дальше в этом возрасте, но основная нагрузка падает на формирование приемов рассуждения и умозаключения.
Таким образом, младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, характеризуется интенсивным интеллектуальным развитием.
Большинство ученых признают, что развитие интеллектуальных способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Эффективность интеллектуального развития младших школьников зависит от деятельности учителя, его творческого подхода к обучению детей, когда учитель отдаёт предпочтение методам и приёмам обучения, стимулирующим сложные познавательные процессы, способствует самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на их творчество.
Как утверждается в программе «Стандарты второго поколения» основная идея проблемного обучения состоит в том, именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике наметился переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли учащегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками.
Использование приемов развития мыслительных операций основано на подходе Г.А. Бакулиной, которая считает, что путём внесения определённых изменений в содержание и организацию процесса обучения по сравнению с традиционной системой создаются условия для формирования и совершенствования целого ряда обобщённых интеллектуальных умений.
Применение на уроках способов практической деятельности позволяет решать интеллектуальные задачи разной сложности путём конкретного воздействия на учащихся. Рациональное использование системы этих приемов является важнейшим фактором комплексного интеллектуального развития младших школьников.
Составляющими этой группы способов являются такие приемы, как:
-использование аналогии;
-построение обобщённой модели формируемого действия;
-постановка поисковых задач;
-преобразование тренировочных упражнений в творческие;
-исследование лингвистических явлений.
Также средством развития интеллектуальных способностей на уроках русского языка являются специальные задания, направленные на формирование умений сравнивать, обобщать, классифицировать.
Таим образом, использование на уроках русского языка заданий, направленных на развитие мыслительных операций, позволит повысить обучаемость младших школьников и развить их интеллектуальные способности.

Библиографический список

1                         Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на

2                         уроках русского языка. / Г.А. Бакулина. - М.: Владос, 1999. - 224с. - 18ВК 3 -4567-3451-0.

3                         Возрастная и педагогическая психология. - М.: МГУ, 1992. - 268с. -18ВМ 4-9003-1234-4.

4                                                 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. – М.: Просвещение,2010. – 152 с. –ISBN 978-5-09-022831-2.

2020