Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Тельнова И.С. Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Библиографическое описание:
Тельнова И.С. Развитие мотивации к обучению на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/74-2.pdf.

Современного учителя беспокоит вопрос о том, что почему же в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого применения в образовательном процессе, дети относятся к учёбе совершенно безразлично?

Очень часто в работе приходится сталкиваться с тем, что у школьников отсутствует мотивация к обучению.

Причин этому множество. Снижение мотивации объясняется разными причинами. При размышлении о мотивации встаёт вопрос, что является её движущей силой, что, в свою очередь, её формирует. Необходимо отметить, эта проблема актуальна не только для школьного возраста, но и для других периодов жизни человека. Как же формируется мотивация у обучающихся?

Мотивы определяются потребностями, интересами убеждениями, идеалами, установками. Все это взаимосвязано и влияет друг на друга.

Задача педагога – диагностировать мотивацию детей и в случае необходимости направлять её в нужное русло. Это будет способствовать формированию социально успешного жизненного стиля обучающегося. Поэтому целесообразней работу по данной проблеме необходимо начинать с диагностических исследований потребностей и мотивов учения.

На разных этапах урока можно использовать разнообразные способы и приемы развития мотивации обучающихся. Для того чтобы процесс изучения нового материала интенсивным и интересным, способствовал активизации познавательной деятельности учащихся, а также формирования у них УУД необходимо активно использовать ИКТ-ресурсы.

Так, например, описание картины – один из самых «нелюбимых», сложных видов работы по развитию речи, причем, обучающиеся должны владеть специальной лексикой при написании данного вида сочинения, и чтобы включить детей в учебный процесс мною используется фрагмент мультфильма, благодаря которому обучающиеся не только с интересом включаются в работу, но и вспоминают необходимый для сочинения материал. Или, например, при изучении орфограммы «И Е в суффиксах -ик -ек имен существительных».

Для современного урока необходимы разнообразные технические средства, как например, при изучении ударения часто использую ресурсы «Радионяни», что вызывает у детей позитивные эмоции и закрепляется материал.

Кроме того, при изучении «Ударение» этой же темы с целью вызвать интерес к изучаемой теме в начале уроке на этапе целеполагания задаю вопрос: «Почему наши выпускники после окончания школы поступают в КОЛЛЕДЖ, а французские дети учатся в КОЛЛЕДЖЕ (дети вспоминают или узнают, что в русском языку ударение Разноместное и подвижное, а во французском языке ударение всегда падает всегда на последний слог). Таким образом, создается проблемная ситуация.

Одним из ярких приемов является прием технологии развития критического мышления «Кластер» - прием графической систематизации материала. Этот прием может использоваться на разных этапах урока (введения в тему, обобщение и закрепление).

Шпаргалка – информация, формулировка, правило и т. д. в сжатом виде. Составление памяток, схем или текстов для справочников. Например, при изучении темы «Официально-деловой стиль», помимо традиционных видов работы (составление объявлений, расписок), составляем инструкции. Все это вызывает неподдельный интерес, так как четкое понимание для чего нужна та или иная тема делает работу над ней эффективной.

На этапе применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач организую исследовательскую работу. Так, например, при изучении русских народных сказок на одном из уроков выполняем исследовательскую работу. Выдвинув гипотезу, доказываем, что сказка «Царевна-лягушка» - волшебная сказка. Или после изучения сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» исследуем, что общего и что различного между народной и литературной сказками. При изучении темы «Звукопись» на примере стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» исследуем, каким образом и с помощью чего автор помогает нам не только увидеть картины боя, но и услышать. При изучении темы «Фразеология» работаем не только со словарями, с помощью которых исследуем происхождение и значение фразеологизмов, но обучающиеся самостоятельно активно готовят сообщения и презентации.

Особый интерес у обучающихся вызывают ребусы и кроссворды, которые используются на разных этапах уроках (актуализации, закрепления и т.д.).

На этапе самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков особенно интересны детям творческие задания, например, «Письмо герою», «Продолжение рассказа, романа», басни, сказки, загадки многое другое.

В заключение хотелось бы отметить, что любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Все ли мы делаем, чтобы на наших уроках детям было интересно, комфортно? Думаю, у каждого учителя найдется в арсенале масса интересных приемов, методов, направленных на мотивирование обучающихся, причем у каждого свои.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок.

На мой взгляд, урок можно считать современным, если прослеживаются три момента: исторический аспект изучаемого, связь преподаваемого с настоящим, опора на современность и выход в будущее. Иными словами, урок должен быть жизненным. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., стереотип. - М., 1999. - 320 с.

2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.
2023