Актуальные вопросы инклюзивного и коррекционного образования

Ямаева Т. Д. Многофункциональное использование Су-Джок в логопедической практике

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf


Су-Джок терапия, основоположником которой является профессор Пак Чже Ву, имеет огромный спектр действия, ее используют в различных отраслях медицины при лечении большого количества заболеваний. Так же, Су-Джок терапия относится к нетрадиционным логопедическим методикам, она позволяет улучшить не только мелкую моторику рук, но и побуждает ребенка к познавательной активности, обеспечивает развитие его эмоционально-волевой сферы.
На логопедических занятиях данную методику можно использовать по-разному. Рассмотрим некоторые способы ее применения.
Игры с мячом на развитие мелкой моторики рук и координации речи с движениями. Чему они способствуют? Представителями речевых центров мозга являются кисти рук, при повышении их умелости и ловкости напрямую активизируются речевые функции. Таким образом, пальчиковые и «ладонные» игры становятся не только мощным стимулом для развития речи, но и способствуют теплому контакту со взрослым, благоприятно влияя на эмоциональное развитие малыша. Осязание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка, особенно там, где имеется отставание или задержка моторной стороны речи. Производя манипуляции с мячом Су-Джок, малыш мнет его, теребит, поглаживает, ощупывает. Массажируя ладони рук, можно использовать различный речевой материал, например:
Мы ладошки разминаем
(катаем шар вверх-вниз по ладони)
И колючий шар сжимаем.
(сжимаем шарик поочередно ладошками)
Ласково круги катаем,
(шар катаем круговыми движениями ладоней)
Шар из рук не выпускаем.
(сжимание шара между ладонями)
Этот шарик так хорош,
(перекидывание шара из ладони в ладонь)
Он на ежика похож!
(надавливание на шар кончиками пальцев)
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, неутомительным, динамичным.
Игры на формирование звукового анализа и синтеза слов. В них используем шарики соответствующих звукам цветов. Выкладывая схемы слов, проговариваем каждый звук, подбирая шарик необходимого цвета. По готовой схеме ребенок видит, сколько звуков и слогов в слове. Затем дает характеристику каждому их них. Таким образом, происходит четкий анализ и синтез слов, когда ребенок усваивает последовательность звуков в слове и само слово в целом. (рисунок 1)
Автоматизация звуков в слогах. Вводя поставленный звук в речь также можно использовать Су-Джок для выкладывания слогов с последующим проговариванием чистоговорки. (рисунок 2)
Чистоговорки могут быть на любой поставленный звук, например:
Ха-ха-ха, ха-ха-ха,
На дворе два петуха.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра,
На дворе у нас гора.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла,
Мила в лодочке плыла.
Са-са-са, са-са-са,
А у нас в саду оса.
За-за-за, за-за-за,
Забодает нас коза.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца,
Вот идет за мной овца.
Дифференциация звуков. Если у ребенка наблюдается смешение поставленных звуков в речи, необходимо провести их дифференциацию. Для этого используем следующее упражнение: в руки берутся мячи разных цветов, например, для звука С – красный, для Ш – синий. Для дифференциации изолированного звука – ребенок поднимает руку с мячом того цвета, звук которого он услышал, вместе с тем закрепляется понятия правой и левой руки.
При проговаривании слогов или слов со смешиваемыми звуками, так же поднимается рука с мячом необходимого цвета: Машка-маска, мишка- миска,
крыша- крыса, коза- кожа, зал-жал и т.д.
Игры на развитие силы и направленности воздушной струи. В этом направлении используются любые традиционные игры с задуванием мяча, такие, как «Задуй мяч в ворота», «Сдуй мяч со стола», «Попади в цель» и т. д. Только вместо него используется мяч Су-Джок, который менее подвижен и тяжел, благодаря чему сила воздушной струи усиливается, ведь ребенку приходится прилагать больше усилий.
Игры на развитие слухового внимания. В одну из половин мячика Су-Джок насыпать крупу, предложить ребенку послушать, как звучит, тихо или громко.(рисунок 3)
В Су-Джок терапии используется не только мяч, но и массажное кольцо Су-Джок, которые еще называют «чудо-колечко». Оно имеет множество выступающих углов на каждом витке спирали, что удобно для равномерной стимуляции выбранной зоны.
Массажные кольца эластичны, хорошо растягиваются. Для получения наибольшего эффекта кольцо нужно подобрать по размеру. Массаж слишком тугим кольцом быстро вызывает неприятные ощущения, а массаж кольцом, слабо охватывающим палец, менее эффективен.
Процедура кольцевого массажа не требует больших усилий и проста в выполнении: кольцо надевается на палец руки и прокатывается либо по всему пальцу, либо по его части. Перемещая кольцо на пальцы рук, можно регулировать степень нажима и, следовательно, силу воздействия на разные точки массируемой области. Это позволяет одновременно производить быструю и интенсивную стимуляцию множества точек, расположенных по окружности пальца. Для самых маленьких важно ласковое отношение и бережное прикосновение.
Самостоятельно массируя пальцы кольцом, дети вырабатывают концентрацию внимания, ловкость рук, умение управлять своими движениями. Потому как движения рук контролируются разными полушариями, упражнения нужно выполнять как правой, так и левой рукой, стараясь вовлекать все пальчики.
Все действия желательно сопровождать стихами. Они привлекают внимание ребенка и легко запоминаются. Кроме того, с помощью стихотворной речи вырабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух, речевая память, ритм дыхания.
Надевая кольцо на пальчики, можно проговаривать речевой материал, например:
На мизинчик надеваю,
Пальчик свой я разминаю.
А потом – на безымянный,
Чтобы стал он чуть румяней.
Средний тоже разомну,
Для него кольцо найду.
Ну а указательный,
Самый он внимательный!
А за ним идет большой,
Становитесь пальцы в строй!
Главный принцип работы с детьми – не навреди – и ему полностью соответствует методика Су-Джок, этот вид терапии подходит для каждого ребенка.
Список литературы:
Новиковская О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки – М.: Астрель; СПб.: Сова, 2009
Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая гимнастика – СПб.: КОРОНА принт; М. Бином Пресс, 2006
Галянт И.Г. Палочки – стукалочки и веселые палочки: Учебно-методическое пособие / под редакцией Кокорина С.А. – Челябинск, ЧГПУ, 2013
Панина Н.А. – Су-Джок терапия – Array Литагент «РИПОЛ», 2013
2021