Здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании

Иваненко К.Е. Фитнес-направления в образовательном процессе физического воспитания студентов

Оригинал материала размещен в выпуске № 09 (23) https://f.almanah.su/23.pdf


Современная российская действительность, характеризующаяся сокращением продолжительности жизни, смертностью в работоспособном возрасте, высокими показателями заболеваемости и смертности детей, закономерно актуализирует проблему изменения в самой системе общественных ценностей. Ценность здоровья в этом случае должна рассматриваться государством как ключевая, поскольку здоровье нации в целом зависит от здоровья каждого её гражданина и является условием не только развития роста, но и выживания нации. Актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ухудшением в последние десятилетия состояния здоровья учащейся молодежи и негативным отношением к занятиям физической культурой.
В студенческой среде наблюдается неудовлетворенность содержанием академических занятий физической культурой, что негативно сказывается на уровне физической подготовленности и состоянии здоровья. В связи с этим является актуальным поиск эффективных путей оздоровления студентов, повышения уровня их физического развития и подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни, практическая их реализация в учебном процессе и жизнедеятельности. Фитнес - культура является структурным компонентом системы физической культуры и в целом выполняет ее базовые социокультурные функции и предусматривает использование широкого спектра видов двигательной активности с целью укрепления здоровья студентов, а также создания необходимых предпосылок и условий для плодотворного умственного труда.
Фитнес - культура затрагивает сегодня различные аспекты жизнедеятельности студенческой молодежи - быт, досуг, мир окружающих материальных и духовных ценностей. Поэтому рассмотрение созидательной роли ее различных видов и форм в формировании человеческого потенциала занимает особое значение. Если фитнес -культура безусловно важна для людей разного возраста, для студентов она жизненно необходима. Известно, что ежедневные многочасовые академические и самостоятельные занятия вынуждают студентов вести малоподвижный образ жизни. С точки зрения физиологии -это один из стресс-факторов, негативно влияющий на здоровье. Результатом негативного влияния фактора гиподинамии на фоне интеллектуальных перегрузок является противоречие между достижениями студентов в освоении профессии и потери здоровья.
В системе среднего профессионального образования (СПО) при формальном декларировании стратегии гармоничного развития студентов приоритет отдается их интеллектуальному развитию в ущерб физическому развитию и здоровью. Не случайно, число студентов, отнесенных по показателям заболеваемости к специальной медицинской группе, на сегодняшний день превышает критический 35% уровень. По данным Госкомстата Российской Федерации за 2012 г. более 50% учащейся молодежи имеют ослабленное здоровье, а 80% - страдают гиподинамией.
Известно, что без достаточной двигательной активности человек не может воспользоваться в своей жизни тем, что заложено в него природой, не может продуктивно трудиться, быть здоровым. Двигательная активность как самый естественный и сильный раздражитель, способствующий изменить состояние организма человека, играет особую роль в становлении важнейших механизмов его жизнедеятельности. Однако, несмотря на бесспорно прогрессивную роль двигательной активности более 85% населения все же не занимаются физической культурой систематически. Среди причин недостаток свободного времени, отдаленность спортивных баз от места жительства, некоторые психологические моменты, такие как отсутствие привычки к занятиям, чувство стеснительности и т.д.
Одним из наиболее приемлемых путей решения этой проблемы является интеграция различных видов, средств и методов фитнеса в физическую культуру студентов. Как показывают результаты многочисленных исследований, для поддержания нормального состояния здоровья необходимо включение фитнес - программ в дополнение к повседневной деятельности. Тренирующее воздействие физических нагрузок на основные функциональные системы организма позволяют поддерживать здоровье студентов на оптимальном уровне.
В системе среднего профессионального образования фитнес-культура может быть представлена такими видами, как аэробика, фитбол-аэробика, калланетика, бодибилдинг и др. В каждом из этих видов накоплен значительный теоретический и практический потенциал. Они продолжают развиваться, обогащая педагогическую теорию и практику. Взаимосвязь различных направлений фитнеса с такими видами искусства, как музыка и танец, разных национальных и культурных традиций, позволяют формировать новый культурный тип – фитнес - культуру студентов. Широта и многообразие видов фитнеса предоставляют студентам свободу выбора индивидуально приемлемых форм занятий. Как видим, фитнес - культура обладает такими свойствами, как интегративность и комбинаторность. Она соединяет в себе наиболее эффективные для оздоровления студентов новые виды двигательной активности с накопленным опытом в области оздоровительной физической культуры, что позволяет широко внедрять его в учебный процесс.
Уровень физической подготовленности является одним из важнейших параметров эффективности фитнес - культуры студентов. Стремление студентов к достижению красивого и гармоничного телосложения заложено в основу фитнес - программ. Улучшение здоровья, способность адекватно действовать в стрессовых и экстремальных ситуациях - вот реальные преимущества фитнес - культуры. Студенты, занимающиеся фитнесом регулярно, делают это с удовольствием, и даже с нетерпением ждут начала очередного занятия. В результате этих занятий они улучшают свое здоровье, лучше выглядят, становятся стройнее, улучшает качество своей жизни.
Систематические занятия фитнесом позволяют:
-      справиться с требованиями интенсивной учебной деятельности без чрезмерного напряжения за счет расширения резервов адаптации организма к стресс-факторам;
-      нормализовать эмоциональный тонус и успешно преодолеть физическое напряжение и различные стрессы, что, в конечном счете, повышает творческую активность студентов, их работоспособность и положительно сказывается на эффективности учебных занятий, а также формирует и совершенствует физические качества и жизненно важные умения и навыки;
-      повышать расход энергии, компенсируя избыток питания, тем самым помогая контролировать вес и бороться с ожирением, снизить риск заболевания атеросклерозом, гипертонической и ишемической болезнями сердца.
Однако при освоении технологий фитнес - культуры студенты вузов испытывают дефицит в методической литературе. Сегодня недостает учебных пособий, в которых бы фитнес рассматривался в культурологическом аспекте как молодежная субкультура Содержание фитнес - программ фокусируется на познании естественно-научных основ фитнеса, методических путей формирования фитнес – культуры студентов. Учебная программа по физической культуре долгие годы не изменялась, и выросло не одно поколение, при использовании одних и тех же методик. Традиционные методики на современном этапе частично устарели и требуют изменений или внедрений новых форм проведения уроков физической культуры. Преподавателями физической культуры предложено внедрить фитнес - направления в рабочую программу учебной дисциплины «Физическая культура» и использовать фитнес - программы на уроках физического воспитания.
Принимая во внимание многоплановый характер предлагаемого спецкурса, а также отсутствие достаточного учебно-методического обеспечения, целесообразно использование активных методов обучения, самостоятельной, творческой работы студентов, постоянное взаимодействие в процессе обучения преподавателей и студентов.
Модульное построение учебного курса предусматривает постановку целей и задач каждого отдельного модуля, основных рассматриваемых вопросов, описание методологической и методической составляющих, в том числе информационного обеспечения, алгоритмов решения задач, используя для этого когнитивные методы.
Для самоконтроля целесообразно использовать анкетирование «Контрольные вопросы», выступающий, как продолжение диалога между преподавателем и студентом. Индивидуальная работа студентов предполагает самостоятельное изучение вопросов фитнес - программ.
Формами контроля при этом могут выступать:
-           написание реферата;
-           выступление с докладом на научной конференции;
-           индивидуальный учебный опрос;
-           письменные ответы на вопросы;
-           проверка выполнения индивидуальных, самостоятельно выполняемых заданий;
-           другие формы контроля, принятые в учебном процессе.
Не все рассматриваемые вопросы удалось проанализировать с достаточной полнотой. Предполагаю возможность продолжить работу по исследованию роли фитнеса в решении проблемы оздоровления студенческой молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.       Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодёжь и современность // Теория и практика физ. культуры. 1995, № 4, с. 29-31.
2.       .Борилкевич В.Е. Фитнесс - современное понятие в мировом оздоро­вительном движении // Термины и понятия в сфере физической культуры: материалы международного конгресса. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лес-гафта, 2006.
3.       Лаврухина Г.М. Фитнес в системе физкультурного образования как спортивно-педагогическая дисциплина // Термины и понятия в сфере физической культуры. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2005.
4.       Наин А.Я. Инновация в образовании / А.Я. Наин. Челябинск: ЧелИРО МОРФ. 1995. 288 с.
5.       .В.А. Барененко. Здоровье и физическая культура студента. Учебное пособие /В.А. Бароненко. Л.А.Рапопорт. Издание 2-е переработанное. М.Альфа. М: ИНФРО М.-2009г.
2019