Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Данные условия создаются, исходя из ресурсов образовательного учреждения, материальной базы, педагогических возможностей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Реализуя задачи формирования творческой личности, использую активные и творческие формы для более полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
Актуальность заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Творчество является средством для совершенствования человека.
Практическая направленность позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает в общении и самореализации через занятия и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. В дальнейшем обучающиеся могут выбрать профессию, связанную с музыкой.
Цель: содействие развитию вокальных данных, творческих способностей и эмоционального мира ребенка.
Анализ музыкального творчества обучающихся за период 2013-2018 учебных годов.
Количество участия в различных музыкальных конкурсах, фестивалях возросло. Повысился их уровень: от муниципальных до всероссийских и международных (очно и заочно), увеличилось количество призовых мест.
За данный период был проведен цикл творческих дел. Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые. Все запланированные традиционные мероприятия школы были полностью выполнены.
Мною создано два творческих объединения «Звонкие голоса» по возрастам, целью которых является содействие развитию вокальных данных, творческих способностей и эмоционального мира ребенка. Цель объединения «Казачата» - эстетическое воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской позиции через приобщение к казачьим обрядам, традициям и песням. На протяжении работы учащиеся принимают активное участие в школьных, поселенческих и районных мероприятиях, где дети приобретают творческие способности и коммуникативные навыки, несут культуру в массы.
Уделяю внимание проектной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Информационные проекты: презентации «Музей-квартира В. Моцарта», «Разновидности гуслей», «Мариинский театр», «Ла Скала»; книжки-малышки: сборник «Скоморошин», «Авторские колыбельки». Творческие проекты: «Мастерская музыкальных инструментов» (рисунок 1), «Куклы-персонажи из балета «Петрушка» И. Стравинского», «Музыкальная машина времени» (рисунок 2).
Веду «Карты успеха», которые наглядно отражают активность, успешность ребят в творческой деятельности. Важным для меня является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, создание творческой атмосферы. Дети хотят демонстрировать свои возможности и способности, стремятся быть инициативными, активными и творческими.
Отмечу некоторые проблемные моменты по работе с творческими обучающимися:
· психолого-педагогическая помощь им;
· оказание методического и практического содействия родителям;
· не в полной мере отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующего развитию, росту творческого потенциала детей.
При организации работы по развитию творчества используются различные формы работы:
· современные формы урока (рисунок 3);
· концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
· творческие объединения «Звонкие голоса» и «Казачата» (рисунок 4),
· танцевальные и театральные постановки;
· дистанционные олимпиады, викторины;
· проектная деятельность;
· совместные мероприятия детей и родителей творческого направления.
Мероприятия по созданию условий для развития творческих способностей школьников.
Традиционные мероприятия.Работа в социуме:
· совместные мероприятия с «Троицкосунгурской станицей»
· участие в праздничном концерте, посвящённом Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
· музыкальное поздравление меценату Г.Н. Мясникову
· выступление на празднике Дня села, «Троица» и др.
Конкурсы и фестивали:
· Муниципальный этнографический фестиваль
· Фестиваль детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду»
· Открытый международный конкурс вокальных исполнителей
· Всероссийский заочный музыкальный конкурс «Мелодинка»
· Региональный фестиваль детского творчества «Симбирско-Ульяновский край: радуга над Волгой»
· Всероссийский фестиваль-конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Магия искусства»
· Международный конкурс «Таланты России»
Олимпиады, конкурсы и викторины:
· Всероссийская Занимательная викторина «Музыковед»
· Всероссийский дистанционный конкурс по музыке проекта «Инфоурок»
· Международный проект intolimp.org
Критерии оценки достижения результатов
№
Критерии оценки ожидаемых результатов
Прогнозируемая тенденция
Качественные и количественные показатели
1
Участие в концертных программах
- школы
- поселения
- муниципалицета
Организация мест демонстрации успешности учащихся
Количество участников
2
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и пр.
Выход за пределы ОУ, выход в Интернет.
Повышение активности участия.
Количество участников
3
Призёры муниципальных, региональных и всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, фестивалей и пр.
Увеличение числа обучающихся, занимающих призовые места
Количество победителей.
4
Результативность работы объединений «Звонкие голоса» по возрастам, «Казачата»
Успешность
% посещаемости, участия в различных мероприятиях
5
Уровень удовлетворенности родителей и обучающихся, занимающих музыкальной творческой деятельностью
Увеличение числа обучающихся, занимающихся музыкальной творческой деятельностью
до 80 %
6
Создание банка данных участников музыкальной творческой деятельности.
% обучающихся, охваченных музыкальной творческой деятельностью.
мониторинг
Библиографический список
1. Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки». - Омск: Мир музыки, 2001.2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
3. Долгушин С.Л. «Мир музыки» как экспериментальная программа //Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Материалы I-ой Сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001, г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
4. Суязова Г. А. «Мир вокального искусства» Волгоград, 2008г.
5.