Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Узерина С.В. Формирование творческой личности на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Оригинал материала размещен в выпуске № 03 (17) https://f.almanah.su/17.pdf

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Данные условия создаются, исходя из ресурсов образовательного учреждения, материальной базы, педагогических возможностей. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов». Реализуя задачи формирования творческой личности, использую активные и творческие формы для более полного раскрытия талантов и способностей учащихся.
Актуальность заключается в обеспечении реализации социального заказа общества по формированию высоконравственной, духовно богатой личности. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, должен овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Творчество является средством для совершенствования человека.
Практическая направленность позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает в общении и самореализации через занятия и выступления, тренирует память, музыкальный слух и даже помогает в изучении иностранных языков. В дальнейшем обучающиеся могут выбрать профессию, связанную с музыкой.
Цель: содействие развитию вокальных данных, творческих способностей и эмоционального мира ребенка.
Анализ музыкального творчества обучающихся за период 2013-2018 учебных годов.
Количество участия в различных музыкальных конкурсах, фестивалях возросло. Повысился их уровень: от муниципальных до всероссийских и международных (очно и заочно), увеличилось количество призовых мест.
За данный период был проведен цикл творческих дел. Все школьные традиционные дела делились на общешкольные, классные и групповые. Все запланированные традиционные мероприятия школы были полностью выполнены.
Мною создано два творческих объединения «Звонкие голоса» по возрастам, целью которых является содействие развитию вокальных данных, творческих способностей и эмоционального мира ребенка. Цель объединения «Казачата» - эстетическое воспитание подрастающего поколения и формирование гражданской позиции через приобщение к казачьим обрядам, традициям и песням. На протяжении работы учащиеся принимают активное участие в школьных, поселенческих и районных мероприятиях, где дети приобретают творческие способности и коммуникативные навыки, несут культуру в массы.
Уделяю внимание проектной деятельности учащихся на уроках и внеурочной деятельности. Информационные проекты: презентации «Музей-квартира В. Моцарта», «Разновидности гуслей», «Мариинский театр», «Ла Скала»; книжки-малышки: сборник «Скоморошин», «Авторские колыбельки». Творческие проекты: «Мастерская музыкальных инструментов» (рисунок 1), «Куклы-персонажи из балета «Петрушка» И. Стравинского», «Музыкальная машина времени» (рисунок 2).
Веду «Карты успеха», которые наглядно отражают активность, успешность ребят в творческой деятельности. Важным для меня является создание ситуации успеха, стимулирование, поощрение за творческий опыт, создание творческой атмосферы. Дети хотят демонстрировать свои возможности и способности, стремятся быть инициативными, активными и творческими.
Отмечу некоторые проблемные моменты по работе с творческими обучающимися:
·          психолого-педагогическая помощь им;
·          оказание методического и практического содействия родителям;
·          не в полной мере отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующего развитию, росту творческого потенциала детей.
При организации работы по развитию творчества используются различные формы работы:
·           современные формы урока (рисунок 3);
·           концерты, фестивали и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
·           творческие объединения «Звонкие голоса» и «Казачата» (рисунок 4),
·           танцевальные и театральные постановки;
·           дистанционные олимпиады, викторины;
·           проектная деятельность;
·           совместные мероприятия детей и родителей творческого направления.

Мероприятия по созданию условий для развития творческих способностей школьников.

Традиционные мероприятия.
Работа в социуме:
·          совместные мероприятия с «Троицкосунгурской станицей»
·          участие в праздничном концерте, посвящённом Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
·          музыкальное поздравление меценату Г.Н. Мясникову
·          выступление на празднике Дня села, «Троица» и др.
Конкурсы и фестивали:
·          Муниципальный этнографический фестиваль
·          Фестиваль детского и юношеского творчества «Зажги свою звезду»
·          Открытый международный конкурс вокальных исполнителей
·          Всероссийский заочный музыкальный конкурс «Мелодинка»
·          Региональный фестиваль детского творчества «Симбирско-Ульяновский край: радуга над Волгой»
·          Всероссийский фестиваль-конкурс детского, юношеского и взрослого творчества «Магия искусства»
·          Международный конкурс «Таланты России»
Олимпиады, конкурсы и викторины:
·          Всероссийская Занимательная викторина «Музыковед»
·          Всероссийский дистанционный конкурс по музыке проекта «Инфоурок»
·          Международный проект intolimp.org

Критерии оценки достижения результатов


Критерии оценки ожидаемых результатов

Прогнозируемая тенденция

Качественные и количественные показатели

1

Участие в концертных программах

- школы

- поселения

- муниципалицета

Организация мест демонстрации успешности учащихся

Количество участников

2

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, фестивалях и пр.

Выход за пределы ОУ, выход в Интернет.

Повышение активности участия.

Количество участников

3

Призёры муниципальных, региональных и всероссийских и международных олимпиад, конкурсов, фестивалей и пр.

Увеличение числа обучающихся, занимающих призовые места

Количество победителей.

4

Результативность работы объединений «Звонкие голоса» по возрастам, «Казачата»

Успешность

% посещаемости, участия в различных мероприятиях

5

Уровень удовлетворенности родителей и обучающихся, занимающих музыкальной творческой деятельностью

Увеличение числа обучающихся, занимающихся музыкальной творческой деятельностью

до 80 %

6

Создание банка данных участников музыкальной творческой деятельности.

% обучающихся, охваченных музыкальной творческой деятельностью.

мониторинг



Библиографический список

1.        Трушкина И.М. Анализ педагогических аспектов творческого развития личности в процессе музыкального обучения по экспериментальной программе «Мир музыки». - Омск: Мир музыки, 2001.
2.        Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.
3.        Долгушин С.Л. «Мир музыки» как экспериментальная программа //Развитие художественно-творческого потенциала личности в современных социокультурных условиях: Материалы I-ой Сибирской региональной научно-практической конференции (3-7 декабря 2001, г.Омск). – Омск: Мир музыки, 2001.
4.        Суязова Г. А. «Мир вокального искусства» Волгоград, 2008г.
5.        

2019