Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Толпышева Л.Н. Использование метода проектов на уроках немецкого языка

Оригинaл материала размещен в выпуске № 02 (04) https://f.almanah.su/04.pdf


Модернизация содержания образования в России связана в том числе с инновационными процессами в организации преподавания иностранного языка. В новых стандартах делается акцент на развитие коммуникации, овладение иностранным языком в процессе общения. В центре внимания педагогов - личность ученика, его творческие способности, внутренний мир. Перед учителем стоит задача - выбрать подходящие методы, формы организации учебной деятельности, педагогические технологии, которые работали бы на развитие ребенка. Конечной целью обучения иностранному языку является овладение коммуникативной компетенцией, т.е. достижение определенного уровня языковых, страноведческих, социокультурных знаний, речевых и коммуникативных навыков, позволяющих осуществлять иноязычное общение.
Метод проектов отвечает вышеперечисленным требованиям и кроме того способствует поддержанию интереса к иностранному языку, формированию стойкой положительной мотивации, раскрытию творческих и интеллектуальных способностей учащихся, развитию общеучебных умений: умение работать в группе, принимать на себя роль лидера или исполнителя, распределять обязанности ( социальные навыки); умение договариваться, слушать товарища, выражать свое мнение ( коммуникативные навыки); умение анализировать, обобщать, классифицировать ( мыслительные навыки); умение наблюдать, соотносить, делать выводы ( исследовательские навыки).
Знакомство с методом проектов у учащихся на уроке иностранного языка происходит постепенно: сначала они выполняют индивидуальные или групповые проектные задания, затем групповые проекты, и только на ступени среднего образования возможно выполнение полноценного индивидуального проекта, которое предусмотрено в ФГОС СОО как обязательное требование.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, имеет практическую направленность и конкретный оформленный результат.
В 5 классе по УМК И.Л. Бим в течение года рассматриваются различные разделы объемной темы " Старый немецкий город". Результатом работы становится сконструированный к концу года самими учащимися немецкий город с учетом реалий страны изучаемого языка( ратуша в центре города, типичные старые немецкие дома под красными черепичными крышами и т.д.), экологических требований( наличие парков, зон отдыха, водоемов и др.) и других аспектов, изучаемых последовательно в разделах темы в течение года ( транспорт, люди и их профессии, животные на улицах города и др.).
По итогам работы над каждым разделом темы, учащиеся решают, что они могут отразить в итоговом проекте. Например, после изучения раздела " Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier?" учащиеся рисуют ( конструируют, мастерят) различные здания, которые они хотели бы иметь в своем городе, описывают их. На итоговых уроках учащиеся оформляют свой город и готовят выступление - презентацию. Данный вид деятельности имеет для учащихся практическую значимость. В начале следующего учебного года они приходят со своим проектом на первые уроки немецкого языка в 5 класс и представляют свой город ученикам, которые только начинают изучать эту тему.

Таблица 1. Характеристика проекта


По видам проектов
По характеру контактов
По содержанию
По числу участников
По продолжительности
творческий
учащиеся одного класса
монопредметный
малогрупповой
долгосрочный

Методический паспорт проекта.

Тема: “Die deutsche Stadt” ( Немецкий город) ( изучается в течение года в 5 классе по УМК И.Л. Бим)
Цель: систематизация знаний о немецком городе и его отличительных особенностях, расширение страноведческих знаний, развитие умения монологического высказывания по теме.
Задачи: сбор и обобщение информации о страноведческих реалиях немецких городов, разработка проекта типичного немецкого города, создание плана, макета и т.п. города и составление рассказа о городе на немецком языке, совершенствование навыков групповой работы.
Возраст учащихся: 10-11 лет.
Время работы над проектом: в течение года.
Оснащение: журналы “ Schrumdirum”, “Juma”, рекламные проспекты на немецком языке, интернет – ресурсы, учебник И.Л. Бим, видеоролики о городах Германии
Общеучебные навыки, необходимые для работы: навыки работы с компьютером, в интернете, умение обобщать и ситематизировать, выделять основную информацию.
Планируемый результат: учащиеся научатся планировать и выполнять учебный проект, используя адекватные проблеме методы и приемы; ясно, логично излагать свое мнение, научатся самостоятельно работать с источниками информации.
Форма организации: урочно – внеурочная.
Продукт проектной деятельности: план, карта, макет немецкого города и его описание.
Форма презентации продукта: выступление перед 5-классниками в начале учебного года.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный ( сентябрь)
Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.
Учитель: предлагает темы, мотивирует учащихся к обсуждению, помогает сформулировать проблему проекта.
Учащиеся: определяют и обсуждают тему, анализируют ресурсы, формулируют цель.
Информационный ( планирование)
Цель: разработка плана подготовки проекта
Учитель: помогает спланировать и организовать работу над проектом в рамках изучении каждой темы в течение года.

Таблица 2. Планирование работы над проектом


Глава учебника
Работа над проектом
Результат
Kapitel 1. «Eine alte deutsche Stadt. Was gibt es hier?»
Просмотр видеофрагментов о городах Германии, знакомство с достопримечательностями немецких городов, выбор названия своего города, определение отличительных особенностей немецких городов ( готические церкви, ратуша в центре..)
Учащиеся рисуют( мастерят) здания города с учетом страноведческих реалий, учатся описывать изображенное здание.

Kapitel 2. « In der Stadt. Wer wohnt hier?»
Профессии жителей немецкого города, характеристика жителей города, поиск информации в интернете о любимых домашних животных немцев, описание любимого животного.
Учащиеся рисуют жителей города( людей или животных), описывают их.
Kapitel 3. « Die Strassen der Stadt. Wie sind sie?»
История афишной тумбы, поиск информации в интернете о популярных марках немецких автомобилей, видах городского общественного транспорта.
Учащиеся описывают улицы немецкого города, рисуют виды транспорта, которые можно увидеть на улицах немецкого города.
Информационный этап( планирование ).
Учащиеся: осуществляют разбивку на группы; распределение ролей в группе; планирование работы, поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса, продумывают продукт групповой деятельности на данном этапе. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
На данном этапе начинается оформление технологической карты проекта учащимися.
Деятельностный этап.
Цель: сбор и систематизация материала, оформление результата работы.
Учитель: Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, контролирует соблюдение правил техники безопасности, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает важность достигнутого.
Учащиеся: Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе, при необходимости консультируются с учителем, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах, оформляют проект, участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач, проводят анализ достижений поставленной цели, делают выводы.
Презентационный этап.
Цель:демонстрация материалов, представление результатов.
Учитель: Организует презентацию, консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации, репетирует с учениками, выступает в качестве эксперта.
Учащиеся: Выбирают форму презентации, готовят презентацию, при необходимости консультируясь с учителем, осуществляют защиту проекта, отвечают на вопросы слушателей.
Рефлексивный
Цель: проанализировать и оценить процесс и результат своей деятельности.
Учитель: обобщает полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умения общаться, слушать, обосновывать свое мнение, работать в группе на общий результат.
Учащиеся: проводят самооценку своей работы по заданным критериям.
Критерии оценивания:
1. Содержательная сторона выступления( логичность, полнота изложения)
2. Фонетическое звучание ( произношение, интонации, паузы)
3. Эмоциональность.
4. Умение реагировать на вопросы.
5. Оформление( аккуратность, привлекательность).
Работа над проектом сопровождается составлением технологической карты.

1.Das Problem: Wir malen, bauen, basteln eine deutsche Stadt

                                                               ̸ | \
???
Wir basteln gern. Basteln macht uns Spass. Wir werden die Stadt basteln.

2. Was brauchen wir, um die Stadt zu basteln?

                                                            ̸ | \
( изображения различных канцелярских принадлежностей)
Wir brauchen eine Schere, einen Klebstoff, Karton, Schachteln, Burnpapier, Buntstifte.

3. Was wollen wir in der Stadt haben?

 ̸ | \

( изображения разных зданий и строений)

Wir wollen in der Stadt ein Rathaus, ein Cafe, eine Schule...... haben.

4. Skizze

В этом разделе учащиеся делают наброски и выбирают понравившийся.

5. Unser Projekt ist fertig!

В данном разделе помещается итоговое сообщение - презентация о городе и анализ работы.
Работа над проектом- процесс трудоемкий, но всегда творческий и интересный. Подготовка проекта предоставляет учащимся возможность использовать иностранный язык в качестве средства получения новой информации и ее передачи, тем самым повышая уровень владения иностранным языком, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. Использование метода проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, повышая эффективность процесса обучения.

Библиографический список

1.Кохендорфер Ю.В. Проектная методика с использованием информационно - коммуникативных технологий в обучении немецкому языку// Иностранные языки в школе. 2008.№4. с.47-52.
2. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2008.
3. Солдатова, З.М. Использование проектного метода обучения на уроках / З.М. Солдатова. - М.: Просвещение, 2009.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009.

e-mail: tolpyshevalu@yandex.ru tel. +79116350128
2018