Социальное воспитание и социальная адаптация личности

Драскова Ю.Б. Моя педагогическая философия

Библиографическое описание:
Драскова Ю.Б. Моя педагогическая философия // Образовательный альманах. 2024. № 3 (78). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/78-2.pdf.

«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель» /А.Дистервег/

Эта мысль всегда была основным переживанием в моей педагогической биографии. Детское сердце очень чутко. Можно много говорить о великом, разумном и вечном и при этом оставаться равнодушным к ученику. Нет для меня в такой деятельности ни пользы, ни удовлетворения. «Знание надмевает, а любовь назидает» /Библия, 1-кор.8:1/

На самых первых своих уроках я понимала, чтобы научить детей, нужно, чтобы они хотели научиться. А чтобы они захотели научиться у меня, они должны быть в меня влюблены. И все способности и средства молодости (причёска, одежда, походы на природу, песни под гитару...) были брошены на достижение этой цели.

Но знать самому и уметь научить других – далеко не одно и то же.

Молодость – она сильна, и ей по силам многое. Но как не хватает для достижения многих целей одного очень важного качества. Мудрости. И тут на выручку молодому педагогу спешит ЛЮБОВЬ.

Всё начинается с любви, твердят: «Вначале было слово...» А я провозглашаю снова: «Всё начинается с любви!» Всё начинается с любви: И озаренье, и работа, Глаза цветов, глаза ребёнка Всё начинается с любви». людей важные /Р.Рождественский/

Учитель начинается с любви. Это убеждение не изменилось и по прошествии многих лет, когда уже, кажется, приобретено немного от того, что называется мудростью. Учитель начинается с любви. С любви к своему предмету, к своим ученикам, к своему городу, стране и людям, которые живут рядом. Если я люблю, я буду отдавать. А чтобы отдавать, нужно иметь. Иметь навыки, чтобы делать, иметь знания, чтобы ориентироваться и находить пути решения вопросов и проблем, обладать такими качествами, как сопереживание, сострадание, чтобы видеть нуждающихся и быть готовым помочь.

Как научить этому всему?

«Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, не специалиста» /А. Эйнштейн/

Важность подготовки школьников к самостоятельной трудовой деятельности вряд ли может кто-то отрицать. Но всё же не от количества специалистов, а «от правильного воспитания… зависит благосостояние всего народа» /Джон Локк/.

Из чего складывается гармоничная личность?

Слово "гармония" (от греческого слова "harmonia") означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Тогда если говорить о личности, то из каких же "различных компонентов" она состоит, что в итоге составляет личность, "органическое единое целое"?

Различные компоненты личности проявляются тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Различают пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека:

- общение в дружеской компании. (Например, за столом или на прогулке).

- когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было.

- романтическая, интимная. (В ней мы находимся только с любимым человеком)

- семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы

- творческая. (В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает).

Если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо – это очень похоже на гармонию.

Все указанные пять базовых ситуаций — это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. Какие жизненные ситуации важны для конкретного человека: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем он хотел бы быть в этих важных для него ситуациях? Кем является сейчас? Какие способности у него есть, чтобы стать тем, кем хотел бы? Какие стоит развить? Как он должны себя вести в этих ситуациях? Как ведет себя в них сейчас?

«... во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.» /Библия, Μтф.7:12/

«Гармония» — греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность — это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

К признакам идеальной гармоничной личности относят:

· Преобладание положительных эмоций и спокойного настроения.

· Хорошее физическое самочувствие в целом.

· В целом положительное представление о себе, хотя видит и свои минусы

· Здоровый и разнообразный образ жизни.

· Преимущественная опора на себя в жизни, а не на внешние обстоятельства.

· Гибкость в управлении своими эмоциями и действиями.

· Чувство меры в своих желаниях, притязаниях и действиях.

· Принятие двойственности Мира, наличия в нем и светлого, и темного.

· Стремление к достаточно высоким, но не к максимальным достижениям.

· Реалистичность представлений и желаний.

· Умеренная, нерезкая выраженность черт темперамента и характера.

· Удовлетворенность жизнью в целом.

· Удовлетворенность отношениями в семье.

· Удовлетворенность отношениями с друзьями.

· Удовлетворенность отношениями на работе (в учебной группе).

· Открытость познанию нового, творческая деятельность.

· Доброжелательность к людям.

· Чувство красоты природы и единства с ней.

· Преобладающая ориентация на общечеловеческие ценности поиска истины, добра, красоты и гармоничной жизни.

· Умение экономно расходовать свою жизненную энергию.

Все эти вопросы в полной мере рассматриваются на материалах уроков русского языка и литературы. Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления. Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на личность читателя. Художественная литература способствует развитию воображения, фантазии. «Русский язык очень похож на математику». В нём та же стройность, логичность, точность. Но к тому ещё нужно прибавить образность и глубину. И посредством этого языка, как школьного предмета, хочу научить своих учеников получать эстетическое наслаждение, которое дает литература читателю, воспитать в них любовь к малой и большой родине, честность, трудолюбие, милосердие, уважение к старшим и многое другое. А для этого каждую педагогическую формулу примеряю на себя, а потом уже предлагаю детям.
2024-03-06 10:48 2024