Библиографическое описание: Нещадимова Л.Е. Почему дети лгут // Образовательный альманах. 2023. № 12 (74). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/74-1.pdf.
Цель: Познакомить родителей с источниками проявления детской лжи и выявить основные причины детской лжи.
Задачи:
· Предоставить родителям возможность познакомиться с информацией по проблеме детской лжи;
· Найти способы выявления детской лжи;
· Найти причины предотвратить обман.
Детская ложь
Детская ложь – серьезная проблема. Каждая детская ложь должна быть расшифрована и понята взрослыми. 4 года – время, когда ребенок пробует лгать и 5-6 лет – это уже активные детишки, которые лгут, чтобы избежать наказания, стыдной и неловкой ситуации. Постепенно, если в семье все в порядке, ребенок понимает, что это либо выгодно, либо невыгодно. В детской лжи надо различать настоящую ложь от мнимой. Дети часто лгут от того, сто не усвоили языка взрослых: неточно понимают слова, придают им другие значения. Так, ребенок лжет, рассказывая о случившемся, то есть передает факт не так, как происходило, а как он сам эту ситуацию понял. В таких случаях лжи настоящей нет, есть мнимая ложь – ошибка самого ребенка, умственное развитие которого не позволяет видеть вещи такими, какими они видятся взрослому. Так ребенок плохо понимает время, для него нет различия между сегодня и завтра. Дети впечатлительны, они сильно преувеличивают размеры вещей. Разницу между миром внутренним и внешним они различают плохо, поэтому дети часто принимают сон за действительность, фантазии за реальность.
Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть правдивым. Ребенок хочет получить удовольствие (игрушку, конфету и т.д.), ему препятствуют в этом, и он прибегает ко лжи. Эта первая ступень лжи – она проста, груба, в ней нет ни ума, ни искусства. Более ловкими и искусными во лжи дети делаются под действием страха – именно страх заставляет детей лгать. Ребенок - слабое существо, он боится всего: темноты, грозы, собаки. Страх неприятен, поэтому чтобы избежать страданий и прибегают ко всевозможным мерам, в том числе и ко лжи. Это вторая ступень лживости.
Нигде так не лгут, как в семье, где родители строги, где наказывают детей: там все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, то есть получить удовольствие, и в то же время не попасть под гнев родителей. Сложная ложь требует сметливости, ума, изворотливости. Есть особый вид лжи – подлаживание, когда распознают слабые стороны человека, на которых потом играют. Подлаживаясь к родителям, дети копируют их. Иногда дети, желая получить что-либо от родителей, фальшивят, льстят, играют на их слабых струнах. Это третья ступень лживости. И высшая ступень детской лжи – это притворные болезни. Для притворства имеет большое значение возраст, так как здесь надо изучать роль, для чего требуется некоторое развитие. Притворные болезни редко являются раньше 5-6 лет, чаще же такие случаи встречаются в возрасте от 11 до 15 лет.
Иногда дети обманывают ради самого обмана. Это самый опасный вид лжи, такие лжецы очень глубоко входят в свою роль и пристращаются к ней. Обман захватывает их так, что они его не осознают.
Ложь по серьезному поводу представляет собой проблему не только потому, что затрудняет родителям решение и выполнение их родительских задач. Ложь разрушает близость человеческих отношений. Она питает недоверчивость и предает взаимное доверие. Ложь подразумевает неуважение к тому, кого обманывают. Становится просто невозможным жить рядом с тем, кто постоянно лжет.
Виды и мотивы детской лжи
Существует много видов лжи, как, впрочем, и правды. Давайте попробуем с разных точек зрения оценить различия между видами лжи. Рассмотрим те способы, к которым прибегает ребенок, чтобы солгать. Исследуем мотивы, которыми он руководствуется, предпочитая пойти на обман:
· Умолчание (сокрытие правды – форма лжи). Любой человек, ребенок ли, взрослый ли, предпочитает скрыть правду, нежели произнести ложь. Само умолчание представляется меньшим грехом. Произнести ложь – пойти на шаг дальше умолчания. В случае умолчания обманщик может считать, что он собирался покаяться и не стал бы лгать в ответ на прямой вопрос.
· Оправданная ложь (направленная на защиту других людей от ущерба, позора, стыда). Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно. Многие родители одобряют и менее серьезные случаи лжи, когда обман полезен обманутому.
· Жульничество. Некоторые дети считают, что само жульничество не есть ложь, но если ты отрицаешь жульничество – тогда ты лжешь.
: Сталкиваясь с детским обманом, родителям стоит иметь в виду, что далеко не всегда то, что выглядит как осознанная «ложь», является ею на самом деле. Ложью, слова ребенка становятся тогда, когда малыш имеет цель получить от этого какую-то выгоду.
Среди причин детской лжи можно выделить:
· Недоверие ребенка к взрослым. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут за проступок. Этот страх не появляется в душе ребенка беспричинно – в нем виноваты мы, взрослые.
· Вторая причина детской лжи – это желание самоутвердиться. Это болезненное желание порой тоже развивается в ребенке из-за антипедагогических отношений к нему взрослых. Это приукрашивание своих черт характера, своих близких, это желание выдавать желаемое за действительное.
· Третья причина детской лжи – это откровенная игра, фантазирование на заданную тему и без всякой темы.
Кроме этого, причины детской лжи могут быть следующими:
· стремление избежать наказания – главная причина лжи, и распространенный мотив лжи и у взрослых;
· избегание стыда (страх унижения);
· у него есть проблемы, требующие решения;
· избегает стрессовых ситуаций;
· берет пример с окружающих его взрослых и детей.
· донос (мотивом доноса обычно служит злоба);
· ложь, с целью защиты товарищей;
· хвастовство и преувеличение (мотив повысить свой социальный статус, выглядеть в глазах других людей более важным, привлекательным, интересным);
· стремление оградить свою личную жизнь от чужого вмешательства;
· стремление бросить вызов чужой власти (удачная ложь, когда родители подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы).
Иногда дети лгут потому, что их собственный опыт уже позволил им усвоить, что ложь выгодна.
Если ребенок 7 лет продолжает хронически лгать, то это может свидетельствовать о каких-то внутренних его проблемах, и может быть, ему даже понадобиться помощь детского психолога.
Причины лжи нашего класса (приложение).
Рекомендации родителям по проблеме предотвращения детской лжи.
Лучший детектор лжи – материнское сердце. Но существует также несколько признаков, которые могут свидетельствовать, что при разговоре с вами ваш ребенок говорит не правду:
· Ребенок может в разговоре повторять за вами последнюю фразу, чтобы выиграть время для того, чтобы придумать правдоподобный ответ;
· У него меняется выражение лица, или появляются не произвольные жесты, например, почесывание носа или брови;
· Поскольку ребенок сознает, что поступает неправильно, то может говорить не правду более тихим голосом, или у него меняется тон или темп речи;
· Ребенок может пытаться скрыть неправду за пустой болтовней;
· Если ребенок по натуре не очень разговорчив, чрезмерная словоохотливость может быть признаком обмана.
В книге И. Вагина описана техника обнаружения лжи, которая позволит человеку, заподозрившему обман, оценить, насколько обоснованы или безосновательны его подозрения. В книге приведены основные поведенческие ошибки, которые совершает лжец и с помощью которых он может быть разоблачен:
а) слова: иногда стоит прислушиваться к оговоркам человека. В них, он может сказать то, что очень боится сказать. Перепутывания слов может быть, не просто ошибкой речи. Это обусловливается тем, что при лжи человек волнуется (чаще всего) и слегка теряет бдительность. По средствам этого правда может вырваться наружу. Когда человек сознательно лжет у него часто, в построенных фразах, присутствуют междометия, лишние слоги, слова… например: «Ну … ну я это…м-мне мне…нравится т-твоя новая стрижка!»;
б) голос: частые паузы – это основной признак обмана. Лжец тянет время для того, чтобы продумать линию поведения, особенно, если лжец не знал, что ему придется лгать. Тон голоса тоже резко изменяется. Обычно он становится намного выше, но нельзя пренебрегать людьми, которые, боясь быть разоблаченными, начинают насильственно играть своим голосом. Он становится слишком неестественно сдержанным, низким. Короткие покашливания также показывают взволнованность человека;
в) пластика: руки обычно соприкасаются друг с другом. Начинается нервное подергивание ногой или любые другие ритмичные движения. Прикосновение пальцем руки к носу или уху на несколько секунд. Только не перепутайте: у человека нос или ухо могут зачесаться! Как правило, чешут быстро и целеустремленно, но если это движение длится достаточно долго, то знайте – человек говорит то, что ему говорить не хочется;
г) мимика: часто можно наблюдать растерянное выражение лица, немного смущенное. И даже если человек хорошо держит себя в руках, любой заданный в лоб вопрос на тему, по поводу которой вам лгут, поставит собеседника в тупик, хотя бы на несколько секунд. Пока человек сочиняет уместный вариант ответа, вы можете легко увидеть на его лице потерянного ребенка, разоблачив его тем самым. Но все эти факторы, выдают волнение человека, а есть люди, которые держат волнение в себе и тогда прикрываются смехом или наигранным и неестественным спокойствием.
Ложь также можно распознать по набору верных признаков.
Лжецов выдают:
· многословие, отсутствие четких формулировок;
· паузы перед ответами;
· громкость голоса;
· внутреннее напряжение;
· хаотичное движение;
· расширенные зрачки;
· неестественная мимика;
· румянец или бледность.
Как предотвратить обман?
Практически все дети время от времени обманывают, и задача родителей – по возможности предотвратить будущий обман и удержать ребенка от этой вредной привычки. Бороться с детской ложью довольно трудно. Обычно первой реакцией родителей бывает – наказать ребенка. Но наказание не всегда приносит желаемые результаты, поскольку ребенок может решить, что в следующий раз ему просто следует соврать получше. Кроме того, ваша реакция на обман должна по возможности соответствовать возрасту ребенка. Если на ложь ребенка младше 6 лет можно не реагировать чересчур строго, и даже свести ситуацию к шутке, то на ложь ребенка старше 7 лет нужно реагировать немедленно и следует серьезно обсудить с ребенком, что толкнуло его на обман, и какие возможные последствия это может иметь. Важно, чтобы ребенок понял, что обманывать плохо, и что обман всегда разоблачается, что «все тайное становится явным».
· Немедленно дайте ребенку понять, что вы отлично понимаете, что он говорит неправду;
· Избегайте чрезмерно эмоциональной реакции на обман и физических наказаний;
· Подавайте хороший пример. Хорошенько приглядитесь к себе. Обманываете ли вы сами время от времени? Как бы то ни было, старайтесь никогда не лгать в присутствии ребенка, иначе отучить его от этого будет очень трудно;
· Дайте ему понять, что победа – не главное. Убедитесь, что ваш ребенок понимает, что поступать честно и проиграть – более благородно, чем преуспеть с помощью обмана;
· Снизьте ваши требования к ребенку. Большинство детей, склонных к обману, руководствуются в своей лжи желанием соответствовать ожиданиям родителей. Дайте ребенку понять, что вы будете его любить и гордиться им, несмотря ни на что. Объясните ребенку, что вы огорчились бы меньше, если он сказал правду вместо лжи;
· Научите его справляться с поражением. Многие дети обманывают из-за страха перед неудачами. Рассказывайте ребенку, как вы сами справляетесь с проблемами и поражениями, чтобы и он тоже этому научился. Предложите альтернативу обману – признание и исправление своих ошибок;
· Научите его проводить грань между воображаемым и действительностью;
· Не стоит давить на ребенка, уличая его в обмане;
· Покажите ребенку, что вы понимаете, какие чувства и желания скрываются за его ложью;
· Постарайтесь избегать резких суждений вроде «Не морочь мне голову! Ты совсем заврался».
1. Если ребенок соврал, не стоит заниматься его разоблачением, лучше всякий раз объясняйте ему, что врать нехорошо, разберите ситуацию и найдите способ выйти из нее без вранья.
2. Не называйте ребенка вруном и обманщиком, особенно при свидетелях. Часто бывает, что детям легче следовать навешанным на них взрослыми ярлыкам, чем поступать так, как требуют от них окружающие.
3. Мы взрослые очень часто обманываем наших детей для того, чтобы избежать скандала. Поэтому постарайтесь при ребенке не прибегать к обману, даже если он кажется вам невинным.
4. Никогда не вступайте в заговор с ребенком с целью кого-то обмануть. Например: "Ничего страшного не случится, если ты пропустишь недельку в школе.
Если вы случайно услышали, что ваш ребенок лжет, чтобы выставить себя в лучшем свете перед друзьями - не кидайтесь его тут же разоблачать. Подождите подходящий момент и объясните, почему его ложь выглядит смешно. Ваш ребенок обладает многими достоинствами, которые заслуживают восхищения.
5. Не устраивайте допросов, "выбивая" из ребенка правду, не ругайте его за безобидную ложь. Агрессивная реакция на его вранье лишь усугубляет его желание дальше говорить неправду и изворачиваться.
6. Наказывая ребенка за ложь, не задевайте его личность. Снижение самооценки, чувство никчемности не излечивает от вранья, зато формирует комплекс неудачника.
Если заметили, что ваш малыш солгал, тут же скажите ему: "Ты мне что, совсем не доверяешь? Боишься меня?" Объясните сложившуюся ситуацию ребенку, расскажите, что вы сейчас чувствуете. Что Вам обидно из-за его недоверия. Ведь малыш всегда и во всем может вам доверять и надеяться на вашу помощь, умение всегда справедливо разобраться в ситуации. За обманом в большинстве случаев стоит желание ребенка выглядеть лучше, представить себя в хорошем свете. Значит, дело в его самооценке.
Подведение итогов родительского собрания
Искоренить ложь очень трудно. Для того чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Приучить ребенка к правде — вполне посильная задача. Во многих семьях это решают без всякого вмешательства детского психолога. Но если Вы чувствуете, что правда и ваш ребенок — это антонимы, то обращайтесь за помощью к специалисту.
Согласитесь, что решить проблему гораздо проще, пока она еще невелика. Пусть ваш ребенок привыкнет к мысли, что честность — самый достойный способ поведения. Тогда в старшем возрасте он будет гордиться своим воспитанием и передаст любовь к правде своим детям.
-Я надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем наших детей добрее, честнее и порядочнее. Все печатные материалы оставьте себе. Было бы хорошо, если все они найдут свое место в отдельной папке, и Вы сможете обращаться к ним по мере необходимости.
Список литературы
1. Акименко А.К. Ложь в системе социально-психологической адаптации // Вопросы психологии. - 2000. - №4. - С.45-49.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 2001. - 412 с.
3. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: Академия, 1996. - 138 с.
4. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 241 с.