Шишкова И.И. Лэпбук как средство формирования познавательной активности школьников
Библиографическое описание:
Шишкова И.И. Лэпбук как средство формирования познавательной активности школьников // Образовательный альманах. 2023. № 6 (68). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/68-2.pdf.
В настоящее время дети сталкиваются с огромным потоком информации. Лишь некоторые из них могут запомнить ее в полном объеме, вряд ли кто может переработать ее за короткое время. Немногие могут управлять ею и выбирать из этого потока самое необходимое. Все дети разные. Кому-то нужно просто один раз увидеть, кто-то может один раз услышать, а кто-то обязательно должен потрогать. Кто-то держит все в уме, кто-то в тетрадке, кто-то в компьютере. Кто-то повторяет несколько раз, чтобы запомнить, а кто-то вынужден пересматривать снова и снова.
Педагогическое мастерство современного учителя и заключается в том, чтобы поддерживать и стимулировать интерес учащихся к получению знаний, к умению ставить перед собой цели и задачи, находить способы их достижения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди множества источников информации.
Одним из таких способов работы с информацией является использование лэпбука, который с каждым днем набирает все больше популярности.
Что такое лэпбук. Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга). По сути, лэпбук представляет собой тематическую папку или книжку-раскладушку. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.
В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Размер готового лэпбука стандартный - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем, а после занятий поставить папку на полку или положить в портфель.
Лэпбук формирует у детей умение находить нужную информацию среди множества источников. Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Помимо образовательных плюсов, лэпбук может восприниматься обучающимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти. Работая, казалось бы, над одной темой, обучающиеся часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Именно в такие моменты педагог понимает, что стоит на одной из ступеней лестницы, ведущей к главной цели современного образования, а именно научить учиться самому.
Лэпбук – итоговый результат совместной работы по определенной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае обучающийся будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего и дидактического пособия.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС и обеспечивает:
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
разнообразие игровых заданий;
интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
возможность структурировать сложную информацию;
возможность разнообразить самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
компактное хранение (большое количество разных заданий и игр в одной папке);
вариативность использования заданий;
возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Как организовать работу над созданием лэпбука?
В первую очередь, надо определиться с темой. Это может быть обобщение и систематизация какой-то изученной темы. Тогда лэпбук является итоговой работой. А можно одновременно начать новую тему и изготовление лэпбука. В этом случае он будет делаться не один-два урока, а заполняться в течение более длительного промежутка времени – по мере изучения материала.
Во-вторых, надо сделать сам макет лэпбука. Самый распространенный вид – это папка с двумя раскрывающимися дверцами. Обычно используют один лист А4 - сворачивая его в виде папки в двумя створками.
В-третьих, надо составить план лэпубка, ведь важно, чтобы оформление не превалировало над содержанием. Главное – это все-таки информация, а не внешние атрибуты. Лэпбук – это не просто яркая книжечка, а учебное пособие. Для этого надо четко расписать, какие вопросы должны быть освещены в лэпбуке. Кроме того, надо дать список источников, где эту информацию можно найти.
В-четвертых, если лэпбук делается учениками в первый раз, необходимо познакомить их с особенностями работы, показать образцы, выработать правила, рассказать о том, какие материалы для этого понадобятся. А пригодиться может многое: цветная бумага, картон, карандаши, маркеры, фломастеры, ножницы, клей, стикеры, скотч, наклейки, даже ленточки и шнурочки.
И, конечно, перед тем как начать мастерить сам лэпбук, детям нужно собрать весь необходимый материал (текстовую информацию, картинки, фотографии, вырезки и прочее).
И всё, можно приступать к оформлению. Это самый интересный этап. Дети с огромным удовольствием мастерят интерактивную папку. Для них это возможность проявить свою фантазию, творчество и креатив.