Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Абрамова Л.В. Конспект коррекционно-развивающего занятия «Во саду ли, в огороде…»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 11 (13) https://f.almanah.su/13.pdf


Цель: создание условий для развития речевой активности детей.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционный аппарат у детей
• Развивать мелкую моторику рук и пальцев
• Развивать координацию движений с речью
Коррекционно-образовательные:
Формировать правильное речевое дыхание
• Расширять и активизировать словарный запас детей
• Формировать умение понимать звучащую речь (речевой слух)
• Закреплять умение описывать предмет на тему «Овощи и фрукты»
• Продолжать формировать умение дифференцировать понятия «Овощи» и «Фрукты»
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать стремление к речевой активности
• Снять мышечное напряжение, барьер речевой неактивности у детей
• Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей
Ожидаемые результаты:
1.       Умение детей четко выполнять артикуляционные упражнения: «окошко», «слоник», «лошадка»
2.       Умение дифференцировать понятия «овощи», «фрукты»
3.       Умение давать элементарную характеристику предмета ( название, цвет, форма)
4.       Умение слушать воспитателя и выполнять задания
5.       Умение согласовывать движения с речью
Оборудование и материал:
Компьютер, интерактивная доска, колонки, гимнастические коврики, макеты осенних листьев, массажные шарики «Су-Джок», два мешочка, макеты фруктов и овощей, две корзинки маленькие, одна корзина большая.
Предварительная работа:
Рассматривание макетов фруктов, беседы «Что нам осень подарила?», «Где растут фрукты?», «Где растут овощи?»; дидактические игры «Опиши овощ», «Опиши фрукт», «Покажи зайчику - где овощ, а где фрукт»; чтение и отгадывание загадок на тему «Овощи и фрукты».
Ход:
Мотивационно-ориентировочный этап.
Дети входят вместе с родителями в групповое помещение, здороваются. Присаживаются на индивидуальные коврики.
Релаксационное упражнение «Холодно-жарко»
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (звучит имитация ветра). Согрелись, расслабились… (звучит фоновая музыка «Солнце и птицы»). Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).
Артикуляционная гимнастика с использованием интерактивной доски.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы отправляемся в наш волшебный интерактивный мир (Обращает внимание детей на интерактивную доску).
Воспитатель: Давайте поиграем с язычком?
Дети: Да!
1.       Упражнение «Окошко»
Я окошко распахну
И открытым подержу
Пусть проветрится немножко
Шкаф, ковер, диван и кошка.
2.       Упражнение «Слоник»
Хобот тянет к небу слон
Я могу почти как он
Губы вытяну вперед
Слон от счастья запоет.
3.       Упражнение «Лошадка»
Звонко цокают подковы
Пыль стоит столбом
На лошадке скачет Вова
Рады все кругом.
Поисковый этап:
(Дети встают, убирают коврики, подходят к воспитателю родители садятся на стульчики)
Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: Осень!
Воспитатель: А как вы думаете, что собирают люди в саду и в огороде осенью?
(Дети перечисляют названия овощей и фруктов)
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: ребята, посмотрите, кто захотел к нам сегодня прийти в гости?
Дети: Ежик! (ежик - переодетый родитель)
Родитель: Здравствуйте ребята, я пришел не с пустыми руками. Я принес с собой 2 мешочка.
Воспитатель: Интересно… Что же там внутри? (Обращает внимание детей на два мешочка). Хотите узнать, что там?
Дети: Да!
Практический этап:
Воспитатель берет первый мешочек. Дети вместе с воспитателем и ёжиком садятся в круг.
Воспитатель: Хорошо, каждый из вас сейчас достанет предмет из мешочка называет и описывает его.
Дети по очереди достают овощ или фрукт, описывают его (название, какой формы, какого цвета). Отдают овощ или фрукт ежику (родителю). Ежик кладет предмет в корзину.
После выполнения упражнения воспитатель хвалит детей.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Воспитатель: Ребята, на прошлых занятиях мы с вами учились правильно дышать, давайте потренируемся снова?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, возьмите листочки. Давайте подуем на них.
(Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Воспитатель контролирует правильность выполнения упражнения. Повторяют 4-5 раз).
Воспитатель: Какой замечательный листопад у нас получился! Молодцы, ребята.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание ежик сложил фрукты и овощи в одну корзину. Давайте поможем ему разложить фрукты и овощи в разные корзины. Хотите помочь ежику?
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Посмотрите, что мы положили в первую корзину?
Дети: Фрукты!
Воспитатель: Где растут фрукты?
Дети: На дереве.
Воспитатель: Молодцы! А что можно приготовить из фруктов?
Дети: сок, компот, варенье, джем.
Воспитатель: Молодцы, А во вторую корзину мы что положили?
Дети: Овощи!
Воспитатель: Где растут овощи?
Дети: На грядке.
Воспитатель: Правильно, что можно приготовить из овощей?
Дети: Суп, салат.
Воспитатель: Молодцы, все правильно!
Пальчиковая гимнастика (вместе с родителями)
В огороде много гряд (показали ладошку)
Тут и репа и салат (загибаем пальчики по очереди)
Тут и свекла и горох
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород (хлопаем в ладоши)
Нас прокормит целый год!
Логоритмическое упражнение с родителями «А мы скажем вместе с мамой…» (музыка Е. Железновой)
Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко подвигаемся?
Дети: Да!
Воспитатель: Приглашаем наших мам вместе с нами потанцевать.
После танца ребята садятся на коврики или пуфики (по желанию), родители рядом с детьми.
Самомассаж кистей и пальцев рук вместе с родителями.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что ежик принес нам во втором мешочке?
Дети: Да!
Воспитатель открывает мешочек.
Воспитатель: Да это же наши любимые шарики Су - Джок, хотите с ними поиграть?
Дети: Да!
Воспитатель раздает шарики детям и родителям. Показывает и выполняет упражнение вместе с детьми:
Бегал ежик по дорожке (Круговые движения)
У него устали ножки
Он катился и катился
В правую ручку закатился (спрятали шарик в руке)
Повторяют то же с левой рукой.
Рефлексивно-оценочный этап.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались, что делали?
Кто к нам приходил в гости? Как мы помогли Ежику? Справились мы с заданием? А что вам больше всего понравилось?
Воспитатель: Ежик, тебе понравилось у нас в гостях?
Ежик: Очень понравилось!
Воспитатель: Но пришла пора прощаться, давайте скажем ежику «До свидания» и пожелаем ему хорошего настроения.
(Дети прощаются с ежиком).
Воспитатель: Ребята, наше занятие окончено, до новых встреч, до свидания.
(Дети прощаются с воспитателем, уходят вместе с родителями)
Последующая работа:
·          Беседа «Чем полезны овощи и фрукты?»
·          Составление небольших описательных рассказов на тему «Собираем овощи и фрукты».
·          Инсценировка сказки «Репка».
Список использованной литературы:
1.       Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры 4 – 7 лет. Литера. Москва, 2017
2.       Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. Эксмо. Москва, 2013
2018-12-07 16:03 2018