Цель: создание условий для развития речевой активности детей. Задачи: Коррекционно-развивающие: • Развивать артикуляционный аппарат у детей • Развивать мелкую моторику рук и пальцев • Развивать координацию движений с речью Коррекционно-образовательные: • Формировать правильное речевое дыхание • Расширять и активизировать словарный запас детей • Формировать умение понимать звучащую речь (речевой слух) • Закреплять умение описывать предмет на тему «Овощи и фрукты» • Продолжать формировать умение дифференцировать понятия «Овощи» и «Фрукты» Коррекционно-воспитательные: • Воспитывать стремление к речевой активности • Снять мышечное напряжение, барьер речевой неактивности у детей • Воспитывать навыки сотрудничества на занятии, умение слушать своих товарищей Ожидаемые результаты: 1. Умение детей четко выполнять артикуляционные упражнения: «окошко», «слоник», «лошадка» 2. Умение дифференцировать понятия «овощи», «фрукты» 3. Умение давать элементарную характеристику предмета ( название, цвет, форма) 4. Умение слушать воспитателя и выполнять задания 5. Умение согласовывать движения с речью Оборудование и материал: Компьютер, интерактивная доска, колонки, гимнастические коврики, макеты осенних листьев, массажные шарики «Су-Джок», два мешочка, макеты фруктов и овощей, две корзинки маленькие, одна корзина большая. Предварительная работа: Рассматривание макетов фруктов, беседы «Что нам осень подарила?», «Где растут фрукты?», «Где растут овощи?»; дидактические игры «Опиши овощ», «Опиши фрукт», «Покажи зайчику - где овощ, а где фрукт»; чтение и отгадывание загадок на тему «Овощи и фрукты». Ход: Мотивационно-ориентировочный этап. Дети входят вместе с родителями в групповое помещение, здороваются. Присаживаются на индивидуальные коврики. Релаксационное упражнение «Холодно-жарко» Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь (звучит имитация ветра). Согрелись, расслабились… (звучит фоновая музыка «Солнце и птицы»). Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза). Артикуляционная гимнастика с использованием интерактивной доски. Воспитатель: Ребята, а сейчас мы отправляемся в наш волшебный интерактивный мир (Обращает внимание детей на интерактивную доску). Воспитатель: Давайте поиграем с язычком? Дети: Да! 1. Упражнение «Окошко» Я окошко распахну И открытым подержу Пусть проветрится немножко Шкаф, ковер, диван и кошка. 2. Упражнение «Слоник» Хобот тянет к небу слон Я могу почти как он Губы вытяну вперед Слон от счастья запоет. 3. Упражнение «Лошадка» Звонко цокают подковы Пыль стоит столбом На лошадке скачет Вова Рады все кругом. Поисковый этап: (Дети встают, убирают коврики, подходят к воспитателю родители садятся на стульчики) Воспитатель: Ребята, скажите какое сейчас время года? Дети: Осень! Воспитатель: А как вы думаете, что собирают люди в саду и в огороде осенью? (Дети перечисляют названия овощей и фруктов) Воспитатель: Молодцы, правильно. Воспитатель: ребята, посмотрите, кто захотел к нам сегодня прийти в гости? Дети: Ежик! (ежик - переодетый родитель) Родитель: Здравствуйте ребята, я пришел не с пустыми руками. Я принес с собой 2 мешочка. Воспитатель: Интересно… Что же там внутри? (Обращает внимание детей на два мешочка). Хотите узнать, что там? Дети: Да! Практический этап: Воспитатель берет первый мешочек. Дети вместе с воспитателем и ёжиком садятся в круг. Воспитатель: Хорошо, каждый из вас сейчас достанет предмет из мешочка называет и описывает его. Дети по очереди достают овощ или фрукт, описывают его (название, какой формы, какого цвета). Отдают овощ или фрукт ежику (родителю). Ежик кладет предмет в корзину. После выполнения упражнения воспитатель хвалит детей. Дыхательная гимнастика «Листопад» Воспитатель: Ребята, на прошлых занятиях мы с вами учились правильно дышать, давайте потренируемся снова? Дети: Да! Воспитатель: Ребята, возьмите листочки. Давайте подуем на них. (Дети выполняют упражнение вместе с воспитателем. Воспитатель контролирует правильность выполнения упражнения. Повторяют 4-5 раз). Воспитатель: Какой замечательный листопад у нас получился! Молодцы, ребята. Воспитатель: Ребята, обратите внимание ежик сложил фрукты и овощи в одну корзину. Давайте поможем ему разложить фрукты и овощи в разные корзины. Хотите помочь ежику? (Дети выполняют задание) Воспитатель: Посмотрите, что мы положили в первую корзину? Дети: Фрукты! Воспитатель: Где растут фрукты? Дети: На дереве. Воспитатель: Молодцы! А что можно приготовить из фруктов? Дети: сок, компот, варенье, джем. Воспитатель: Молодцы, А во вторую корзину мы что положили? Дети: Овощи! Воспитатель: Где растут овощи? Дети: На грядке. Воспитатель: Правильно, что можно приготовить из овощей? Дети: Суп, салат. Воспитатель: Молодцы, все правильно! Пальчиковая гимнастика (вместе с родителями) В огороде много гряд (показали ладошку) Тут и репа и салат (загибаем пальчики по очереди) Тут и свекла и горох А картофель разве плох? Наш зеленый огород (хлопаем в ладоши) Нас прокормит целый год! Логоритмическое упражнение с родителями «А мы скажем вместе с мамой…» (музыка Е. Железновой) Воспитатель: Ребята, вы устали, давайте немножко подвигаемся? Дети: Да! Воспитатель: Приглашаем наших мам вместе с нами потанцевать. После танца ребята садятся на коврики или пуфики (по желанию), родители рядом с детьми. Самомассаж кистей и пальцев рук вместе с родителями. Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, что ежик принес нам во втором мешочке? Дети: Да! Воспитатель открывает мешочек. Воспитатель: Да это же наши любимые шарики Су - Джок, хотите с ними поиграть? Дети: Да! Воспитатель раздает шарики детям и родителям. Показывает и выполняет упражнение вместе с детьми: Бегал ежик по дорожке (Круговые движения) У него устали ножки Он катился и катился В правую ручку закатился (спрятали шарик в руке) Повторяют то же с левой рукой. Рефлексивно-оценочный этап. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним чем мы сегодня занимались, что делали? Кто к нам приходил в гости? Как мы помогли Ежику? Справились мы с заданием? А что вам больше всего понравилось? Воспитатель: Ежик, тебе понравилось у нас в гостях? Ежик: Очень понравилось! Воспитатель: Но пришла пора прощаться, давайте скажем ежику «До свидания» и пожелаем ему хорошего настроения. (Дети прощаются с ежиком). Воспитатель: Ребята, наше занятие окончено, до новых встреч, до свидания. (Дети прощаются с воспитателем, уходят вместе с родителями) Последующая работа: · Беседа «Чем полезны овощи и фрукты?» · Составление небольших описательных рассказов на тему «Собираем овощи и фрукты». · Инсценировка сказки «Репка». Список использованной литературы: 1. Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры 4 – 7 лет. Литера. Москва, 2017 2. Жукова Н.С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи. Эксмо. Москва, 2013