Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Щепкина И. Н. Предметная область «Родной язык (русский) » – стартовая площадка для организации исследовательской деятельности учащихся

Оригинaл материала размещен в выпуске № 3 (53) https://f.almanah.su/53.pdf


В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Известный российский психолог А.Г. Асмолов так объясняет актуальность нововведений: «Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. И по сути дела мы идем по пути от действий к фундаментальному ядру образования. Дать способы культурного мышления — вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен».
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых условиях?». Все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, поэтому исследовательская работа на уроках родного языка необходима. Таким образом, главной нашей задачей явилось создание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках родного языка для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Введение родного языка помогает решать нам поставленные задачи.
Свою работу в рамках предмета родной язык мы распределили на несколько этапов:
5-6 классы – «Паспорт слова»
7 класс - сбор материала (диалектной лексики) в рамках лексикографической лаборатории
8 класс – работа с собранным материалом (расшифровка аудиозаписей, выборка диалектизмов, составление словарных статей)
9 класс – оформление проектов
1.       «Паспорт слова»
Все мы видели паспорт человека. Это основной документ для каждого. Полистав страницы паспорта, мы узнаем, где и когда человек родился, как его зовут, есть ли у него семья, где он проживает. Каждому слову можно дать паспорт. Сделать это можно только после проведения тщательного лингвистического анализа. «Паспорт имеют не только люди. Например, есть паспорта у автомобилей — в них указываются важнейшие технические характеристики автомашин. Прилагаются паспорта и к бытовым приборам, аудио- и видеотехнике: в них указано, для чего предназначено то или иное устройство, как им правильно пользоваться.
Но слову языка тоже можно выдать свой паспорт. Что же будет в нём написано?
Во-первых, можно указать происхождение слова. Какие-то слова живут в языке давно, они родились в нём и принадлежат ему (их называют исконными), они образуют основную часть его богатства и составляют более 90% слов. Помимо слов исконно русского происхождения в лексике современного русского языка немало и заимствованных, пришедших из других языков.
Во-вторых, слово имеет возраст. Есть слова, исчезнувшие из языка,( устаревшие), а есть только недавно появившиеся на свет слова ( неологизмы).
В-третьих, у слов могут быть различные области употребления. Одни слова знают все, они всем понятны (их называют общеупотребительными словами). Другие известны только жителям какой-либо территории (диалектизмы) или людям одной определённой профессии (термины и профессионализмы).
Наконец, слова могут иметь определённую стилистическую окраску. Какие-то слова встречаются только в разговорной речи (они так и называются разговорные слова), какие-то услышать можно редко, так как употребляются они в основном в книгах (книжные слова).
Если суммировать всю информацию про слово, то мы и получим его паспорт. Однако, чтобы правильно указать тот или иной признак слова, нужно провести исследовательскую работу.
При составлении паспорта слова дети не только учатся выполнять этимологический и лексический анализ слова, но и отрабатывают орфографические навыки.
Например, солдат — Заимств. в XVII в. из нем. яз., в котором Soldat < итал. soldato, суф. производного от soldare, восходящего к soldo «монета, деньги, жалованье». Солдат буквально — «получающий жалованье». Этимологический словарь Шанского
Синонимы

1 военный
2 дух
3 дед
4 звание
5 боец
6 рядовой
7 воин
8 военнослужащий
Антоним – гражданский


2.       На следующем этапе во время работы с информантами развиваются коммуникативные навыки учащихся. Дети учатся работать по специальным анкетам, опросникам. Далее школьники приступают к работе с аудиозаписями (расшифровывают, выделяют диалектный материал).Так как у меня казачий класс, мои дети уже имеют опыт общения с информантами, опыт работы с аудиозаписями. Включить аудиозапись
3.       В 8 классе дети учатся составлять словарные статьи
ОКЛУНОК…Маленький мешок. Мамо обуло пидуть, туди стари люды носылы юпкы…пид тры юпкы, або пид дви юпкы. Воны скыдають вэрхню юпку, завязують утут, зайшлы отак у лыман, тико жых, ужэ штук пять-шэсть таранив, шаранив, прынэслы, ужэ и уха, и жарэна, и йиштэ тико. Тоди рыбы було страшно… А цэ посля войны, детка, и Маруся ходыла, вона сэбэ и загнала тымы оклункамы (Перерва В. П. ст. Петровская).
ГИЛЬЦЭ… Свадебный обряд. –Что нужно для свадьбы? –Як гильцэ делать? –Да, что это такое? Раньшэ було и гильцэ делали, пэклы, тим, тестом обматувалы и пэклы, ужэ в такэ время паяльной лампою пэклы, а раньшэ в печку пыхалы и звязувалы (Храпко В. Ф. х. Беликов).
4.       На заключительном этапе дети оформляют свои проекты.
Оформление проектов по темам:
«Обрядовая лексика станицы Медведовской»
«Лексико-семантическая группа «Жилище» в говоре станицы Медведовской»
«Лексико-семантическая группа «Подворье» в говоре станицы Медведовской
«Словарь «Говор станицы Медведовской» и т.д.
Мастер-класс
А сейчас предлагаю Вам попробовать себя, составить паспорта выбранных Вами слов.
Заключение.
Учебный проект по родному языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Список используемых источников
1. Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологии. М.: Учпедгиз, 1949.
2. Андрющенко В.И., Иванова Р.Я., Иванова Т.Г. Словарь фразеологизмов говоров Кубани. Армавир, 1994.
3. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 1957.
4. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре / А.К. Байбурин. - СПб.: Наука, 1993.
5. Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию: Материалы для спецкурса. Томск, 1975.
6. Блинова, О.И. Русская диалектология. Лексика [Текст]: учеб. пособие / О.И. Блинова. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984.
7. Блинова, О.И. Комплексное лексикографическое исследование диалекта [Текст] / О.И. Блинова // Актуальные проблемы диалектной лексикографии: межвуз. сб. науч. тр. – Кемерово, 1989.
8. Борисова О.Г. Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар: Изд-во Кубанского гос. ун-та, 2005.
9. Борисова О.Г. О лексикографическом описании говоров Кубани // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования). 2005. / отв. ред. А.С. Герд. СПб.: Наука, 2005.
10. Борисова О.Г. Аудиторная работа по обработке диалектных материалов // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования). 2006. / отв. ред. А.С. Герд. СПб.: Наука, 2006.
11. Борисова О.Г. Человек в лексико-фразеологическом пространстве кубанских говоров. Лексико-семантическое поле «Человек» в говорах Кубани. LAMBERT Academic Publiching. 2012.
2022