Цель: Расширение и систематизация словарного запаса по теме «Игрушки» Задачи: - Развитие грамматического строя речи с помощью игр и упражнений. - Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных согласование прилагательных с существительными, согласование местоимения существительного в роде и числе. - Развитие навыков речевого общения, связной речи, зрительного восприятия, внимания, мышления. - Развитие речевого слуха, общей моторики, координации речи с движением. Материал: игрушки: машина, медвежонок, кукла, мяч, кубики, матрешка, пирамидка; картинки к игре «Четвертый лишний»; мяч; опорная схема; коробка.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня я нашла в группе необычную коробку, хотите узнать, что в ней? (да) Воспитатель: Тогда отгадайте загадки, да не просто так, слово-отгадку нужно разделить на части, и посчитать сколько в этом слове слогов. 1. Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко. Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней? (Машина. Ма- ши - на. Это слово состоит из 3 слогов.). 2. Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши. Меду зверю дай немного И устрой ему берлогу» (Медвежонок. Мед –ве-жо-нок. Это слово состоит из 4 слогов). 3. Что все это значит? Дочка, а не плачет. Спать положишь, Будет спать день, И два, и даже пять (Кукла. Кук-ла. Это слово состоит из 2 слогов). 4. Стукнешь о стенку – а я отскочу, Бросишь на землю – а я подскочу. Я из ладоней в ладони лечу – Смирно лежать я никак не хочу! (Мячик. Мя-чик. Это слово состоит из 2 слогов). 5. Эти чудо – кирпичи Я в подарок получил. Что сложу из них – сломаю, Все с начала начинаю (Кубики. Ку-би-ки. Это слово состоит из 3 слогов). 6. Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка (Матрешка. Мат-реш-ка. Это слово состоит из 3 слогов ) (По мере отгадывания загадок выставляем из коробки игрушки). Воспитатель: Ребята, назовите одним словом, что же было в коробке? (Игрушки). Для чего нужны игрушки? Кому? Где изготавливают игрушки? Где их продают? (Заглядываем в коробку и обнаруживаем, что там еще, что - то есть - пирамидка без колец). Воспитатель: Эту пирамидку я видела у малышей. Они с ней хорошо играли. Как они теперь будут играть непонятно. Знаете, что могло произойти? Скорее всего, дети после игры не убрали на место пирамидку. Колечки с пирамидки очень огорчились и спрятались в ларец, а ларец был волшебный и просто так ничего не отдает. Он откроется при условии, если вы выполните все его задания. Поможем малышам вернуть пирамидку?(Да) Вот и первое задание. Задание 1. Игра с мячом «Из чего сделаны игрушки?» -Мишка сшит из плюша, он какой? Правильно, плюшевый. - Машина сделана из металла, она какая? (металлическая). - Матрешка сделана из дерева, она какая? (деревянная). - Куклу изготовили из пластмассы, она какая? (пластмассовая). - Мяч изготовлен из резины, он какой? (резиновая). - Кукла сделана из соломы, она какая? (соломенная). - Ведёрко сделано из железа, оно какое? (железное). - Пирамидка сделана из пластмассы, она какая? (пластмассовая) - Кубики из дерева, они какие? (деревянные) Потом игра наоборот. Мишка плюшевый, значит? (мишка сшит из плюша), и т.д. Молодцы с первым заданием справились. Задание 2. Игра «Четвертый лишний». Посмотрите и назовите, какой предмет лишний? Картинки: - мяч, ананас, кубики, машина; - жираф, медведь, кегли, бананы; - огурцы, машинка, улитка, утка; - робот, сапоги, неваляшка, вертолет. Воспитатель: а теперь пришла пора поиграть нам детвора. Задание 3.Физкультминутка «Игрушки» Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение) Девочки и мальчики прыгают, как мячики. Ножками топают, ручками хлопают, Головками кивают, а после отдыхают. Задание 4. Упражнение «Назови ласково». Игрушек стало много, а теперь назовем их ласково. мяч – мячик; слон – слоник; машина – машинка; кукла – куколка; утка - уточка; самолет – самолетик; заяц - зайчик; совок – совочек. Задание 5. Составление описательного рассказа. Это - кукла Маша. У куклы есть голова, светлые волосы, синие глазки, черные ресницы и брови. Есть туловище, руки и ноги. На ней белое платье и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно. (В ходе всей образовательной деятельности добиваться от детей полных ответов). Воспитатель: Вот и открылся наш ларец, потому что мы все задания выполнили. (Дети собирают пирамидку). Итог занятия. Теперь мы сможем вернуть пирамидку малышам. Какие задания помогли открыть ларец? В какие игры мы играли? Какая игра вам больше понравилась? Молодцы!
Библиографический список:
1. В.В. Гербова. Развитие речи в детском саду.5-6 лет Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. 2. О. С. Ушакова и др. Развитие речи и творчества дошкольников (игры, упражнения, конспекты занятий). - М., ТЦ «Сфера» 2006 3. Т. И. Гризик, Развитие речи детей 5-6 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, 2017.