НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Шуваева А.А. Развитие индивидуальных способностей ребенка через художественно-эстетическое развитие в рамках реализации ПМК «Мозаичный парк»

Оригинал материала размещен в выпуске № 07 (21) https://f.almanah.su/21.pdf


Детство — важный период в жизни ребенка, в котором закладываются основные черты и способности становления личности.
Именно в раннем возрасте у ребенка закладывается фундамент творческого потенциала. В каждом человеке с детства есть потребность в проявлении творческой деятельности и творческих способностей.
В раннем возрасте ребенок ищет различные возможности для реализации своего творческого потенциала, но, к сожалению, очень часто сталкивается с сопротивление окружающей среды и близкого окружения. Поэтому многие детские мечты и способности остаются нереализованными.
Ввиду этого именно образовательный процесс в дошкольной организации, направленный на формирование всестороннего развития личности ребенка, способной к эстетическому пониманию искусства, стремится воплощать самые смелые идеи воспитанников в творческом направлении.
Знакомство ребенка с миром художественных образов в раннем возрасте имеет благоприятное влияние на мыслительные процессы и положительно мотивирует к творческой деятельности. Дети дошкольного возраста эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных произведений, чтение сказок и стихотворений.
Через творческую деятельность ребенок способен наиболее полно раскрыться как личность. Дошкольная организация помогает раскрыть творческие способности каждого через продуктивную деятельность.
Художественная деятельность выступает ка ведущий способ эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста. В художественном развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа (в рисунке, лепке, аппликации), который отличается оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью.
Развитие детского творчества на данный момент является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.
Интегрированное построение образовательной деятельности в дошкольной организации дает каждому ребенку возможность развивать свои творческие способности, коммуникативные умения навыки, так как в каждом образовательном процессе необходимо уметь высказывать свои мысли, делиться своими эмоциями, впечатлениями.
В развитии художественно-эстетического вкуса нам помогает ПМК «Мозаичный парк». В этом программно-методическом комплексе очень богатая развивающая предметно-развивающая среда, без которой невозможно развивать творческий потенциал у детей.
В центре изобразительного искусства «Юные художники» находятся репродукции картин и архитектурных сооружений. В центре искусства предусмотрено место для детского продуктивного творчества. На стеллаже хранятся инструменты и материалы для практической деятельности. Также имеются сказки-раскраски «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц», «Зимовье зверей», «Колобок», «Курочка Ряба», которые были выпущены в дополнение к хрестоматии, что помогает решить сразу несколько задач. Сначала с детьми читается сказка, обсуждаются все интересные моменты, а затем ребенок при помощи тематической раскраски может закрепить прочитанный материал.
После просмотра репродукций картин народного промысла и знакомства с декоративно-прикладным искусством, дети могут закрепить изученный материал при помощи серии раскрасок «Народные промыслы», которые развивают творческое воображение и мелкую моторику, учат усидчивости и вниманию.
Центр конструирования «Юные архитекторы» включает в себя комплекты конструктора различного размера и материала, комплект для творчества «Волшебный город», комплекты деревянных пазлов-конструкторов и комплект магнитных пазлов-мозаик, которые всесторонне развивают воображения детей и позволяют им создать картину как по образцу, так и по собственному замыслу, тем самым дают возможность каждому ребенку проявить фантазию.
Также во время образовательной деятельности по конструированию из бумаги детям очень нравится конструировать различные предметы и животных по книгам серии «Сделай сам из бумаги», разработанной для ПМК «Мозаичный парк». В данных книгах имеются готовые заготовки животных и транспорта, которые дети могут самостоятельно сконструировать, тем самым развивая мелкую моторику рук. Затем мы организуем театрализованное представление с готовыми фигурами. Это способствует активизации словаря детей и их раскрепощению перед сверстниками.
В центре театрализации «Мы - актеры» хранятся декорации для инсценировок сказок, набор для режиссерских игр «Кукольный домик», комплект пальчиковых кукол «Семья», набор перчаточных кукол, комплект «Волшебные сказки», кукольный домик «Арина», комплект деревянных сюжетных пазлов «Сказка», которые разработаны специально для ПМК «Мозаичный парк» и направлены на всестороннее творческое развитие каждого ребенка.
Театрализованная деятельность проходит в игровой форме, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги, придумывают различные сценки, развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
В центре музыкального искусства находится проигрыватель и комплект дисков «Времена года», различные шумовые инструменты. Дети проводят как самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов, составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр».
Одним из важных условий для благоприятного развития творческого потенциала детей является тесное сотрудничество педагогического коллектива дошкольной организации с родителями воспитанников. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских вечеров. Целью таких вечеров является взаимодействие детей и родителей посредством образовательной деятельности, направленных на эмоциональное сближение. Так дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» для игровой и театрализованной деятельности, пластилиновые фигурки персонажей сказок для театрализованной деятельности. Один раз в месяц мы устраиваем тематические выставки детско-родительского творчества, где все желающие могут принять участие.
Чтобы наша работа по эстетическому воспитанию была более эффективна, наша дошкольная организация тесно сотрудничает с детской библиотекой, детской школой искусств и другими дошкольными учреждениями города.
Совместно с родителями наши воспитанники посещают библиотеки №31 им. К.А.Обойшикова, №12 им. Н.К.Крупской, №18 им.Л.Н.Толстого, музеи «Историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д.Фелицына», «Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко», «Музей военной техники под открытым небом «Оружие победы», «Литературный музей Кубани», «Краснодарский краевой выствочный зал изобразительных искусств», театры с постановками для детей дошкольного возраста «Новый театр кукол», «Краснодарский театр кукол», «Краснодарская филармония им. Г.Ф.Пономаренко», «Краснодарский академический театр драмы им. Горького», где знакомятся с различными авторами, произведениями искусства и театрализованными постановками.
Работа всего коллектива по формированию эстетического воспитания в течение всего пребывания детей в стенах дошкольной организации, дает свои результаты. Большинство детей продолжают посещать дополнительные кружки и секции в школе искусств.
Заключительным этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников является анализ способностей детей, оценка результативности воспитательных методов и приёмов, корректировка недочётов. Показателем результативной деятельности воспитателя является высокий уровень эстетического развития детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.
Благодаря хорошему методическому сопровождению, заинтересованности родителей, профессиональному росту педагогов и заинтересованности детей мы сможем достигнуть высоких результатов в развитии творческих способностей детей.

Библиографический список:

1.       Методические рекомендации к образовательной программе дошкольного образования «Мозаика». Младшая группа. ФГОС ДО/ авт.-сост. В.Ю. Юелькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 128 с.
2.       Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика» / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева.- 2-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 528 с.- (ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный парк»).
3.       Художественно-эстетическое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии. Сборник статей/ авт.-сост. Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 216 с.

2019