НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сараева А. А. Конспект занятия по краеведению для детей старшего дошкольного возраста «Я люблю тебя, Родина кроткая»

Оригинал материала размещен в выпуске № 08 (34) https://f.almanah.su/34.pdf


Цель: организовать деятельность детей направленную на воспитание любви к родному краю и природе на основе поэзии Сергея Есенина.
Задачи:
1. Создать условия для появления у детей интереса к произведениям рязанского поэта.
2. Организовать деятельность детей направленную на понимание образного языка поэтических произведений. Учить детей чувствовать и слышать красоту родного слова.
3.Способствовать воспитанию эмоциональной отзывчивости, патриотических, нравственных чувств, любви к родному краю, природе через поэзию С. Есенина.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением видов села Константиново, чтение и заучивание наизусть стихотворений Сергея Александровича Есенина.
Обогащение и активизация словаря: земляк, малая родина,наследие, сборник стихов.

Ход занятия:

Ребята, я очень рада снова приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Вот и наш сундучок уже готов поделиться с нами чем-то очень интересным. Вы хотите узнать, что в нем?
Дети: да
Воспитатель: Тогда не будем терять времени даром. Закрываем глаза и слушаем.
Звучит мелодия П.И. Чайковского «Времена года», «Осень».
Ребята, давайте обсудим, что вам удалось почувствовать или представить во время прослушивания.
Какой характер музыки?
Какое настроение хотел передать композитор?
Какого цвета музыка, по-вашему?
Как вы думаете, какому времени года может соответствовать такая музыка? Почему?
Мне нравятся ваши рассуждения, давайте заглянем в сундучок и достанем подсказку.
Ребята, да это не подсказка, а литературная загадка. Нам нужно узнать, кто автор этих стихов.
Воспитатель читает отрывок стихотворения С. Есенина
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось
Вы вспомнили, кто написал эти стихи? Действительно это стихи нашего знаменитого земляка С.А. Есенина. Ребята, а как вы понимаете слово земляк?
Дети: ответы детей (человек, который живет на одной с нами земле, рядом)
Воспитатель: Все верно, С. Есенин наш земляк, т.к. родился на нашей Рязанской земле, также как и мы. И в своем творчестве воспевает красоту природы, мы своими глазами видим золотые пашни, белые березы,
красно-желтый осенний костер, сжатые поля, зеркальную гладь озер.
Показ на экране иллюстраций к стихам С. Есенина: «Отговорила роща золотая», «Нивы сжаты, рощи голы», «Белая береза».
Воспитатель: Ребята, стихи С.Есенина известны, и любимы по всему миру, и переведены на многие языки.
Давайте теперь вспомним название малой родины С.А. Есенина.
Дети: село Константиново.
Воспитатель: Правильно, вот и сундучок нам предлагает рассмотреть дом-музей С.А.Есенина на его малой родине в селе Константиново.
Внимание детей обращено на экран, где демонстрируется презентация.
Ребята, чем отличается дом С.Есенина от ваших домов и комнат, в которых вы живете?
Дети: ответы детей (он маленький, деревянный)
Воспитатель: Молодцы! Вот в такой простой обстановке жил и творил поэт, прославивший Рязанщину.
На экране появляется портрет С.Есенина, затем дополняется его детскими портретами.
Ребята, посмотрите на экран, чей портрет нам показывает сундучок?
Дети: Сергея Есенина.
Воспитатель: Ой, а кто этот мальчик на портрете? Как вы думаете?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Молодцы, правильно. На всех портретах изображен поэт Сергей Есенин, только в разном возрасте. Вот он совсем маленький мальчик, как вы сейчас, а на другом портрете уже ученик школы.
Ребята, а как вы думаете, когда С. Есенин был ребенком, он любил играть?
Дети: Да
Воспитатель: А в какие игры он, по-вашему, любил играть?
Дети: ответы детей (в подвижные игры, бегать)
Воспитатель: Я думаю, вы правы. Ребята, а вы любите играть в подвижные игры?
Дети: Да
Воспитатель: А какие ваши самые любимые народные игры?
Дети: «Краски», «Плетень», «В холсты». А вам, ребята, сейчас не лень заплести плетень?
Проводится игра «Плетень»
Играющие встают друг за другом в длинный ряд. На весь ряд растягивается веревка, которую каждый держит в руке. Все, приплясывая, идут за ведущим и поют:
Вокруг берёзоньки идем,
Кругом нас всё плетнём,
Плеть-плеть плетена,
Кругом ствола обведена.
Вьётся плетень, плетётся,
В поле, в лес волочётся.
Расплетайся, плетень, расплетись,
Золотой узелок, развяжись.
Ведущий запутывает хоровод, пока не «завьёт плетень».
Расплетают плетень под приговоры:
Наряжен наряд-
Из ста ребят,
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
Плетень, расплетайся,
На берёзоньку завивайся.
Затем ведущий бегом увлекает хоровод в поле, при этом он петляет, делает круговые повороты, и кто не удержится на ногах, выбывает из игры.
Воспитатель: Очень задорно мы играли. Молодцы! А теперь посмотрите на экран.
Ребята, какие строки стихов С. Есенина вам хочется прочитать, глядя на эти картины?
Дети читают стихи ранее выученные:
* * *
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
* * *
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
* * *
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
* * *
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
* * *
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
* * *
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ребята, вы слышите, из сундучка доносится песня? Давайте послушаем ее.
Звучит песня на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая» (в исполнении ансамбля «Золотое кольцо»)
Воспитатель: Ребята, я что-то ничего не понимаю. Мы с вами говорили о ком?
Дети: о Сергее Есенине.
Воспитатель: Правильно, о нашем земляке поэте С. Есенине. А почему тогда сундучок решил познакомить нас с песней?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Представляете ребята, стихи С. Есенина так понравились композитору Григорию Пономаренко, что он сочинил для них музыку, и получилась такая замечательная песня. Вот и получается, что стихи С.А. Есенина можно не только читать, но и петь.
Друзья, мне кажется, что в сундучке дня нас еще что-то есть. Проверим?
Воспитатель достает сборники стихов С.Есенина.
Ребята, вы знаете, что мы сейчас держим в руках? Это сборники стихов - наследие нашего знаменитого поэта С.А.Есенина, его труд, который он доверил нам передавать от отца к сыну, от воспитателя к воспитанникам. И литературный сундучок дарит нам эти книги для того, чтобы мы продолжали знакомиться с творчеством С. Есенина.
А сейчас я хочу попросить Леру и Вику прочитать нам стихотворение С.Есенина «Пороша».
Дети читают стихотворение
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем нам сегодня поведал литературный сундучок.
Какая музыка нас встречала в литературной гостиной?
С творчеством какого поэта мы продолжали знакомиться?
Давайте вспомним, где жил С.А. Есенин?
Чем знаменит наш земляк?
Друзья, большое спасибо вам за приятную встречу. Я надеюсь, что обо всем интересном, что вы сегодня узнали, вы расскажите дома родителям.

Библиографический список

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез. 2014- 368с.
·        Александрова О.И. Художественный мир поэзии С.А. Есенина. Учебное пособие. – М.: АСТ. 2007 – 357с.
·        Алексеева М.М. Методика работы с художественной литературой в детском саду. Учебное пособие. – М.: Академия. 2005 – 214с.
·        Первый поэтический сборник "Радуница" Есенина С.А. Биография/ Есенин С.А. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lit-helper.ru/Biografii/Esenin_S_A. 25.05.2014 г.
·        Мешков Ю.А. Литературное развитие дошкольников. Учебное пособие. – М.: Просвещение.2008–с.372.
2020