НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Руина Н.А. Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

Библиографическое описание:
Руина Н.А. Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР // Образовательный альманах. 2023. № 9 (71). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/71-1.pdf.

Применение инновационных технологий в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР

С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. У детей логопатов все чаще наблюдается нестабильное психоэмоциональное состояние, быстрая утомляемость, пониженная работоспособность. Логопедическая НОД проходит для некоторых дошколят с ТНР крайне тяжело. Вследствие этого, чтобы мотивировать ребенка, создать ситуацию успеха - учитель-логопед в коррекционном процессе применяет инновационные технологии. Инновационные технологии являются эффективным дополнением к общепринятым технологиям и методикам. Новые стимулы влияют благоприятно на эмоциональный фон ребенка, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

В своей логопедической работе применяю инновационные технологии:

· Куклотерапия;

· Массаж артикуляционного аппарата с применением вибромассажера;

· Дживайб;

· Песочная терапия;

· Су-Джок терапия;

· Мнемотехника;

· Биоэнергопластика.

Куклотерапия

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем коррекционного уголка является логопедические игрушки «Бегемотик Жужа» и «Пес Барбос». Использование пособия в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи». Ребёнок может надеть игрушку или отдельно язычок на правую руку, левой рукой открыть, закрыть рот Жужи; потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки, потом у себя). Занятия артикуляционной гимнастикой с персонажами вызывает у детей большой интерес.

Кукла «Аня Рыжова» помогает детям выполнять артикуляционную гимнастику. Дети повторяют за персонажем, выполняют гимнастику, а также показывают Ане упражнения язычком.

Массаж артикуляционного аппарата и постановка звуков вибромассажером «Дживайб»

Логопедический массажер «Дживайб»- предназачен для проведения массажа лица и подготовки артикуляционного аппарата, мышц рта к последующим занятиям с логопедом. Основа логопедического массажера-вибрация. Вибрации массажера воздействуют на язык, губы, внутреннюю и наружную поверхность щек, подбородок. Вследствие этого воздействие происходит расслабление органов артикуляционного аппарата, приводя мышцы в тонус и активизируя чувствительность, помогает в постановке и звуков, растягивании подъязычной связки («уздечки»), вызывание правильной воздушной струи посередине языка. Вибромасажер имеет несколько насадок «Рыбка», «Ёжик», «Кукуруза», «Стрекоза», «Птичка», «Чупа-чупс».

Виды массажа зависят от выбора используемых насадок.

· Насадка«Рыбка»

Используется при наружном логопедическом массаже губ, щек, подбородка «приводя» мышцы в расслабленное состояние (при наличии гипертонуса этих мышц). Внешняя поверхность с текстурой используется для растирания и активизации. При использовании внутренний поверхности насадки для логопедического массажера можно проводить массаж артикуляционного аппарата (язык и внутренняя поверхность щек). В данном случае массаж будет активизировать работу языка и щек (при наличии гипотонуса). Эта насадка для логопедического массажера практически универсальна-хвост имеет форму рогатки, что позволяет растягивать подъязычную связку языка ("уздечку") менее болезненно, чем при ручном массаже и одновременно производит массаж нижней поверхности языка.

· Насадка «Ёжик»

Насадка для логопедического массажера «Ёжик» имеет несколько рабочих поверхностей. Прежде всего это поверхности для массажа-с одной стороны ребристая поверхность предназначена для растирания (активизации) мышц, с другой стороны игольчатая-для обкола (нажатия) с прокачиванием, перетирания, мягкого массажа внутренней поверхности щёк, окологубного пространства, нижней поверхности языка. Использование этой насадки по краям (крыльям) языка, активизирует подвижность языка, что примечательно-наличие двух сторон насадки позволяет одновременно оказывать воздействие и на язык, и на внутреннюю сторону щёк. Третья рабочая поверхность-это нос ежика, в виде полубусины, им можно делать массаж биологически активных точек (БАТ),а можно использовать и для постановки звука [С].Насадка сконструирована таким образом, что ребенок может носик ежика (полубусину) прикусить зубами и в межзубную щель при выдохе будет проходить воздушная струя-постановка звука [С].Выпуклая часть полубусины хорошо подойдет для постановки звука [Р].

· Насадка «Кукуруза»

Насадка для логопедического массажера «Кукуруза» позволяет приводить в тонус (активизировать) лицевые мышцы при гипотонусе. Использование этой насадки (массаж языка) позволит поставить звук [Р] в течении нескольких занятий. Для этого используется принцип "искусственного заведения моторчика" на кончике языка. Эта насадка также поможет в постановке звуков в которых участвуют круговые мышцы рта – Б, П,В,Ф,М, тем самым развивая подвижность этих мышц. Хорошо зарекомендовал себя данный инструмент и в случае, если имеется неполное смыкание губ рта. При этом использование насадки происходит массаж "попеременно" нижней и верхней внешней части окологубного пространства рта и формирование навыка удерживания губ в сомкнутом положении.

· Логостимулон-насадка «Стрекоза»

Логостимулон-насадка «Стрекоза» при использовании вызывает расслабление мышц, усиливают микроциркуляцию, активизируют лимфо и кровообращение артикуляционного аппарата. Во время направленного массажа происходит увеличение кровотока в крупных и мелких сосудах, находящихся в этой области.

Также насадка «Стрекоза» может использоваться как вестибулярная пластинка, помогая контролировать вредные привычки, и станет отличным помощником для облегчения специфической тонизирующей работы губ, щечных мышц. «Стрекоза» имеет крылья разного размера, что позволит использовать насадку и как подъёмник языка при шипящих звуках и артикуляционной позы «Чашечка».

· Насадка «Птичка»

При помощи этой насадки можно проводить точечный массаж по биологически активным точкам. «Клювиком» насадки удобно формировать желобок на языке, что поможет при постановке свистящих звуков. Помимо массажа с помощью этой насадки можно побудить ребёнка перемещать язык влево-вправо. Также возможно выполнять упражнения - поглаживаем «клювиком» насадки правый боковой край языка, потом перемещаем кончик «клювика» нам внутреннюю сторону левой щеки и просим прикоснуться кончиком языка к «клювику». Тоже самое повторяем с левым боковым краем языка и внутренней стороной правой щеки. Повторить несколько раз, убедившись в том, что язык двигается влево-вправо.

При выполнении с этой насадкой развиваем силу работы губ. Упражнение: Стимуляция движений сжатых губ. Помещаем «клювик» насадки между губами сначала с правой стороны и просим ребенка как можно сильнее сжать его губами, затем повторяем тоже самое с левой стороны.

· Насадка «Чупа-чупс»

С насадкой «Чупа-чупс» можно использовать различные зонды, темперы в режиме вибрации. Постановка трудного звука [Р] дает положительный результат в довольно краткие сроки за счет длины зонда и, следовательно, большей амплитуды движения рабочей части.

Коррекционная работа по постановке звуков, особенно при дизартрии после применения выбромассажера «Дживайб» дает хорошую, положительную динамику речевой деятельности у детей с ТНР.

Песочная терапия

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. Использование игр с песком очень эффективны для детей с ТНР. Влияние игр с песком на развитие ребенка:

• снимают мышечную напряжённость;

• совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку;

• способствуют расширению словарного запаса;

• способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений;

• повышают мотивацию в работе над звукопроизношением и развитием речи;

• развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

Су-Джок терапия

Массаж специальными шариками с кольцом. Су-Джок воздействует на пальцы, кисти, ладони ребенка. В результате массажа у ребенка повышается тонус мышц, кровь приливает к конечностям, все это способствует развитию мелкой моторики, развитию речи. Пружинные кольца надеваются на пальцы ребенка и прокатываются по ним. Прокатывая шарики, кольца автоматизируем с детьми поставленные звуки. Повторяем слоги, слова с заданными звуками.

Мнемотехника

Мнемотехника-система запоминания. Применяется для развития зрительной и слуховой памяти, мышления, кругозора. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания. Ребенок воспроизводит с опорой на картинку предложения на заданный звук, скороговорки, составление рассказов.

Биоэнергопластика

Соединение работы артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Работая над выработкой правильного уклада языка сопровождая работой кисти руки, ребёнок показывает в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Можно одеть рукавичку «Язычок» и выполнять артикуляционные упражнения.

Мы надели рукавички - это наши язычки.

Начинаем заниматься с логопедом-

Раз, два, три!

Инновационные технологии, используемые в логопедической практике с детьми с ТНР по отслеживанию результатов, дают хорошую положительную динамику в речевой деятельности, а также способствуют оздоровлению организма.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования – М.: Сфера, 2020. – 80 с. – ISBN 978-5-9949-2513-3.

2. А.Ю. Татаринцева Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Речь. СПб., 2007.

3. О.Б. Сапожникова, Е.В. Гарнова Песочная терапия в развитии дошкольников. Сфера.

4. Ю.В. Розова, Т.В. Коробченко Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. Издательство: Редкая птица, 2022.

5. О.И. Крупенчук Бионергопластика. Интерактивная артикуляционная гимнастика. Издательство: Литера, 2022.

6. Селивёрстов В.И. Речевые игры с детьми / В.И. Селивёрстов. – 2-е изд. – М.: Академический проект, 2018. – 399 с. – ISBN 978-5-8291-1924-9.

7. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. – 1997. – № 2. – С. 41-49. – ISSN 0130-3074.
2023