НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Жукова А. А., Калашникова С. С. Авторская методическая разработка по проведению тематического мероприя- тия с детьми в старшей группе «Мир полон неожиданностей»

Оригинал материала размещен в выпуске № 5 (43) https://f.almanah.su/43.pdf


Цель: Познакомить детей с профессией «Спасатель - МЧС»
Задачи:
1.       Расширять и уточнять знания детей о профессии спасатель, о содержании работы сотрудников МЧС; расширять представления об оборудовании и инструментах, необходимых для работы спасателей;
2.       Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
3.       Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки, познавательный интерес к профессии спасателя МЧС;
4.       Воспитывать уважительное отношение к труду спасателей;
5.       Развивать логическое мышление, связную речь;
6.       Развивать способность анализировать, выделять главное, делать вывод.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; экран; ноутбук; иллюстрации с изображением работы спасателей МЧС России; чемодан спасателя; картинки (инвентарь спасателя, овощи, мебель); игровая карта Южно-Приморского парка; картина Грибной поляны; 2 разрезные картинки-пазла; ватман, цветные карандаши.
Предварительная работа:
1.       Просмотр развивающих мультфильмов: «Смешарики. Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы. Азбука Безопасности»; видеоролики с сюжетами о работе спасателей.
2.       Беседы о правилах безопасного поведения на улице и дома.
3.       Чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар»; Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; К. Чуковский «Айболит», «Телефон».
4.       Прослушивание аудиозаписей: «Марш пожарных», «Гимн парням МЧС», «МЧС России», сл. О. Абакумовой, муз. Л. Смараковой.
5.       Рассматривание технических средств, которые используют спасатели в ЧС.
Методические приёмы:
1.       Рассматривание иллюстраций с обсуждением
2.       Обыгрывание проблемных ситуаций
3.       Сюжетно-ролевая игра
4.       Чтение художественной литературы

Ход образовательной деятельности

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое».
Воспитатель:
«Ищут пожарные, ищет милиция.
Ищут фотографы в нашей столице…
Ищут давно, но не могут найти
Парня, какого – то лет двадцати…»
Воспитатель: Ребята, кого же искали пожарные и сотрудники, теперь уже, полиции?
Дети: Человека, который спас ребенка.
Воспитатель: Правильно, человека, который спас девочку из горящего дома. С бушующим пламенем очень трудно справиться, но есть люди, чья профессия – спасать людей. Как называются люди этой профессии?
Дети: Спасатели.
Воспитатель: Правильно. Спасателей еще называют сотрудниками МЧС (Министерство Чрезвычайных ситуаций).
Спасатели МЧС России объединяют множество других профессий: врачи, водители, пожарные, альпинисты, водолазы, летчики. Ежечасно мы узнаем о стихийных бедствиях, катастрофах, терактах, во время которых страдают люди. Спасатели всегда первыми приходят на помощь в любых ситуациях. Прибыв на место, они моментально оценивают обстановку, и организовывают работу так, благодаря чему, живыми остаются, тысячи человеческих судеб. Работа спасателя МЧС очень тяжелая, мужественная. Поэтому в этой профессии работают - отважные, исполнительные, дисциплинированные, выносливые и уверенные в себе люди, умеющие работать в команде, сочувствовать чужому горю (на мольберте висят картинки, на которых изображены спасатели в спец. костюмах и различные ЧС, с которыми они сталкиваются).
Вдруг на экране мультимедийного проектора появляется зайчиха.
Мама зайчиха (плачет): Ребята, ребята! Ой, Ой, Ой! Помогите! Помогите! У нас в лесу случилась беда! Наши дети, жители Южно-Приморского парка, потерялись - медвежонок, зайчонок, бельчонок. Они играли на Грибной полянке и пропали.
Воспитатель: Ребята, поможем спасти зверят?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда нам с вами нужно стать спасателями! А чтобы ими стать, вы должны собрать чемодан спасателя. Посмотрите, на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Ваша задача положить в чемодан только те, которые относятся к профессии спасателя. Ребята, вам понятно задание?
Дети: Да!
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки (инвентарь спасателя, овощи, мебель) и чемодан спасателя, в который они начинают складывать необходимые предметы.
Воспитатель: Отлично! Молодцы! Вы справились с этим заданием! Теперь я точно уверена, что вы – настоящие спасатели! Можем собираться в дорогу и помочь лесным жителям найти пропавших деток.
Мама зайчиха дает нам карту Южно-Приморского парка. Под стихоритмику идем на Грибную полянку, туда, где зверят видели последний раз.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы идем спасать зверят:

Медвежат, зайчат, бельчат.

Ведь без нас они утонут,

Пропадут во тьме лесной.

Если кто-то заблудился,

Кто-то в яму провалился,

Сообща мы всех спасем

И родителям вернем.

Воспитатель: Раз, два – покружились и в лесу мы очутились.
Дети смотрят на карту и находят такие же следы на полу в группе; следы зайчика нарисованы и приклеены к полу, они ведут к столу, на котором находится картина Грибной поляны и яма, в которую провалился зайчик.
Воспитатель: Смотрите - это же следы зайчика, давайте посмотрим, куда они ведут. Ой, следы резко закончились возле большой ямы, как вы думаете, что же с ним произошло?
Дети: Он упал в яму.
Воспитатель: Теперь нужно зайчика вытащить из ямы. А как мы его вытащим? С помощью чего мы сможем это сделать?
Дети: С помощью веревки.
Воспитатель: А где же нам ее взять?
Дети: В нашем чемодане спасателя.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята. Достали зайчика из ямы.
После задания дети садятся на стульчики.
На мультимедийном проекторе появляется зайчик, которого мы спасли из ямы и машет нам рукой. Следом появляется Мама Зайчиха и говорит нам спасибо.
Воспитатель: Хорошо, что зайчонок теперь со своей мамой, а нам нужно помочь другим зверятам.
Вдруг откуда-то слышится: «Спасите, помогите» …
Воспитатель: Вы слышите это, что это?
Дети: Кто-то просит о помощи
Дети видят на экране, сидящих на льдине, двух медвежат, которые машут руками.
Воспитатель: Ребята, смотрите, а кто это там машет нам рукой?
Дети: Медвежата.
Воспитатель: А что они там делают? Может они играют?
Дети: Нет, не играют. Их унесло на льдине.
Воспитатель: 2 братца-медвежонка убежали от мамы играть на Финский Залив, но они забыли, что на улице весна и лед начал таять. Лед внезапно тронулся, и они оказались посреди залива на маленькой тонкой льдинке. Нужно срочно спасать их!
Воспитатель: Поможем медвежатам?
Дети: Да!
Воспитатель: А как мы можем спасти медвежат? (дети предлагают различные варианты)
Воспитатель: Посмотрите, на столе лежит для вас подсказка, как мы будем спасать медвежат. Для этого вам нужно собрать картинку-пазл (дети подходят к столам, воспитатель делит детей на две подгруппы и они собирают картинку).
Воспитатель подходит к первой подгруппе
Воспитатель: Что изображено на вашей картинке?
Дети: Получилась лодка
На мультимедийном проекторе появляется аэролодка с пропеллером, а воспитатель задает вопрос второй подгруппе, что же у них получилось.
Воспитатель: А у вас что получилось?
Дети: Вертолет
На мультимедийном проекторе появляется вертолет МЧС
Воспитатель: Отлично постарались! Какие же вы молодцы, ребята! С помощью лодки и вертолета мы спасли медвежат и избежали трагических последствий.
На экране проектора появляется мама медведица и говорит нам спасибо.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам немного набраться сил!
Физминутка:

Раз, два, три, четыре, пять! (шагаем)

Эй, спасатель, стройся в ряд! (перестраиваемся в 1 колонну)

Мы всегда спешим на помощь, (бег на месте)

Потому что мы – отряд! (поднимаем руку к голове)

Наш отряд молодой! (приседаем)

Наш отряд удалой! (прыжки в стороны)

Мы хотим, чтобы везде, (вытягиваем руки вперед)

МЧС помог в беде! (поднимаем руки вверх)

После физминутки дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребят, вы слышите этот звук, что это?
Дети: Это ветки трещат.
Воспитатель: И запах дыма чувствуете?! Что же случилось?
Дети: Что-то горит
На мультимедийном проекторе «появляется огонь».
Воспитатель: Ого, смотрите, ребята, вот это пламя!
Бельчонок поджог сухую траву и огонь перекинулся на деревья, нужно срочно спасать зверят, которые попали в огненную ловушку.
Воспитатель: Что мы должны использовать, чтобы справиться с огнем?
Дети: Рассуждения и ответы детей
Воспитатель: Если очаг возгорания небольшой - то можно попробовать потушить его своими силами: можно залить водой, засыпать землей или накрыть плотной тканью (например, брезентовой палаткой или влажным одеялом).
А если у нас не получается справиться с огнем?
Дети: Нужно срочно вызывать пожарных!
Воспитатель: Правильно, вызывать будем и пожарных, и спасателей.
Воспитатель: А чтобы нам их вызвать, нам нужно знать номер телефона. А вы его знаете?
Дети: Да! Номер – 112, 01.
На мультимедийном проекторе появляется номер телефона спасателей МЧС.
Воспитатель: Правильно! Тушить горящий лес – это очень сложная и порой опасная задача. Много сил и времени уходит у спасателей-пожарных на то, чтобы справиться с большими очагами возгорания. Вокруг горящих участков леса роют канавы, чтобы огонь не перекинулся на соседние деревья - в этом сложность лесных пожаров. Когда ветер разносит огонь по верхушкам деревьев - его сложно остановить. В тушении таких пожаров задействованы и специалисты и техника: пожарные автоцистерны и самолеты, трактора и бульдозеры.
Воспитатель: Ребята, у каждой команды спасателей-пожарных есть незаменимая помощница – пожарная автоцистерна с лестницей. Она очень похожа на пожарную машину.
Дети подходят к ватману, который лежит на столе, где изображена пожарная автоцистерна.
Воспитатель: Ой, с ней что-то не так. Ребята, скажите, чего не хватает?
Дети: У нее не хватает колес, цистерны, фар и пожарного шланга.
Воспитатель: А давайте все дорисуем, чтобы она могла приехать к нам на помощь.
Дети дорисовывают необходимые элементы. На экране мультимедийного проектора появляется пожарная автоцистерна и отряд спасателей. Далее, на проекторе появляется видео-ряд, как пожарные-спасатели тушат пожар и эвакуируют зверей.
Воспитатель: Хорошо, молодцы, вы все правильно сделали.
На экране мультимедийного проектора появляются спасенные зверята. Все благодарят детей за помощь и прощаются с ними.
Воспитатель: И все-таки, пожар в парке легче предупредить, чем потушить. Мы должны беречь нашу природу, поэтому каждый из вас должен вспомнить главные правила пожарной безопасности поведения в парке и в лесу. Я буду начинать, а вы заканчивайте:
Нельзя разводить костер рядом с чем? (с деревьями и кустами)
Нельзя оставлять огонь без чего? (без присмотра).
Нельзя пользоваться аэрозолями вблизи чего? (огня).
Уходя, нужно затушить костер чем? (водой или землей).
Если в лесу начался пожар, главное – это что? (не дать огню распространиться).
Воспитатель: Ребята, вы сегодня отлично справились со всеми заданиями и помогли всем лесным жителям! А теперь давайте вернемся в детский сад. Раз, два - покружились и в саду мы очутились!
Рефлексия
Воспитатель: А сейчас я хотела бы прочитать одно стихотворение.

У них на сборы лишь минута

У них на всех закон такой!

За друга друг и брат за брата.

И это знают под землей,

И на земле в них верят свято!

А телефон у них такой - Служба спасения - 112

Каждый день и каждый час

Они спасают нас.

Мы должны их труд ценить

И напрасно не звонить.

Воспитатель: Ребята, о ком это стихотворение?
Дети: О спасателях
Воспитатель: Ребята, а в каких ситуациях нам могут помочь спасатели?
Дети: Ответы детей
Воспитатель: Правильно! При пожарах; землетрясениях; наводнениях; если кто-то заблудился в лесу, и во многих других случаях.
Воспитатель: Дети, а после сегодняшнего занятия кто-то из вас захотел стать спасателем? А что вам показалось самым трудным в работе спасателя?
Дети: Рассуждения и ответы детей
Воспитатель: Поделитесь знаниями, которые вы приобрели сегодня на занятии, со своими родителями и друзьями.
2021