Библиографическое описание:
Никитина И.А., Васильева Н.С. Основные методы обучения рисованию детей средней группы // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
В обучении детей рисованию любого возраста я всегда использую различные виды наглядности: мои воспитанники знают, видят тот предмет или явление, которые они собираются изобразить.
И задача воспитателя средней группы - научить детей правильно изображать предмет, не просто предмет, а его признаки, структуру, цвет. В
своем обучении опираюсь на новые программные задачи:
- учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки;
- аккуратно закрашивать в одном направлении, используя разные материалы;
-украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В средней группе большое место начинает занимать использование с натуры.
Занятие по рисованию в средней группе проводится один раз в неделю соответственно программе. Каждое занятию продумываю, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям.
В начале занятия мы с детьми рассматриваем предмет, форму предмета и расположение частей предмета, а также цвет и различные детали. При этом воспитатель использует словесное объяснение. Рассматривание должно проходить в игровой форме. Например, в гости приходит кукла Таня и приглашает детей на чаепитие и просит нарисовать чашки и блюдца. При анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Благодаря чему дети радуются и повышается их активность.
Чтобы рисунки были более выразительными, на занятии я предлагаю детям бумагу разного формата.
Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок и воспитателя в тех случаях, когда нет возможности показать этот предмет. Рисунок должен быть крупного плана, с выраженными формами. На занятиях я стараюсь обращать внимание детей на форму, обводим форму пальцами и так же обсуждаем цвет.
На занятиях часто использую художественное слово, например,
«Снег, снег кружится, белая вся улица…»
В данном случае художественное слово пробуждает интерес детей, а также помогает им вспомнить образы, ранее увиденные в жизни.
А также использую загадку, где ребенок уже представляет образ с отличительными признаками, например.
Шустрая девчушка,
Девчушка – поскакушка.
Шубку серу поменяла,
А скакать не перестала
И детям предлагаю нарисовать отгадку. В данном случае словесный образ является содержанием детских работ.
Для развития детского творчества детям я предлагаю творческие задания, в результате чего занятие становится более разнообразным. Например: «Нарисуем как снежинки кружатся в воздухе.» Дети рисуют как снег падает на здания, деревья и даже на людей. Хотя задание общее, но каждый ребенок нарисует так, как он видит и представляет.
В своей практике часто с ребятами выполняем коллективные работы. Я организую, а дети постепенно приучаются к этому виду деятельности, вместе, например, нарисовать снегирей на ветках или рыбок в аквариуме.
В средней группе детей
обучаем декоративному рисованию, чем
отрабатывается ритмичности движений при повторении одинаковых элементов узора. Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их видели, что у них общее и что различное.
В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс я ввожу нетрадиционные методы рисования.
В детском саду по методу нетрадиционного рисования у всех малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр.
Кроме того, нетрадиционное рисование:
· тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
· развивает память, внимание;
· способствует развитию образного мышления;
· формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
· воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
В конце любого занятия дети четырех лет дают обоснованный разбор рисунков. Совместно с детьми мы выбираем рисунок, который им понравился. Обсуждаем, похож ли он на изображаемый предмет или образец. Обосновать ответ помогает воспитатель.
Детей надо научить правильно сидеть во время занятий: сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол, руки на столе, ноги на полу.
Как педагог, я должна правильно владеть карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных заданий (положение кисти по отношению к бумаге наклонно при рисовании широких линий и мазков и вертикально при рисовании тонких линий и точек).
В средней группе так же устраиваем выставку всех рисунков и с детьми проводим анализ. Дети четырех лет легко оценивают чужие работы, но свою собственную работу они не могут оценить, т.к. ребенок всегда доволен результатом своей работы и она приносит ему радость.
Каждое занятие должно опираться на отчетливые представления детей о предметах и явлениях. Формированию представлений способствуют организуемые с детьми наблюдения, чтение книг, рассматривание иллюстраций, образная характеристика предметов и явлений в процессе наблюдений.
Необходимо помнить о развитии детского изобразительного творчества, которое невозможно как без овладения ребенком знаниями, навыками и умениями рисования, так и без воображения.
Библиографический список1.Н.П. Сакулина, Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»: Пособие для воспитателя - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение»,1982.г 208 с.
2.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977г. 253 с.
Никитина И.А., Васильева Н.С. Основные методы обучения рисованию детей средней группы // Образовательный альманах. 2023. № 3 (65). URL: https://f.almanah.su/2023/65.pdf
В обучении детей рисованию любого возраста я всегда использую различные виды наглядности: мои воспитанники знают, видят тот предмет или явление, которые они собираются изобразить.
И задача воспитателя средней группы - научить детей правильно изображать предмет, не просто предмет, а его признаки, структуру, цвет. В
своем обучении опираюсь на новые программные задачи:
- учить смешивать краски и получать нужные цвета и оттенки;
- аккуратно закрашивать в одном направлении, используя разные материалы;
-украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.
В средней группе большое место начинает занимать использование с натуры.
Занятие по рисованию в средней группе проводится один раз в неделю соответственно программе. Каждое занятию продумываю, как рассказать о предмете, в какой последовательности анализировать его детали, какие вопросы задавать детям.
В начале занятия мы с детьми рассматриваем предмет, форму предмета и расположение частей предмета, а также цвет и различные детали. При этом воспитатель использует словесное объяснение. Рассматривание должно проходить в игровой форме. Например, в гости приходит кукла Таня и приглашает детей на чаепитие и просит нарисовать чашки и блюдца. При анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Благодаря чему дети радуются и повышается их активность.
Чтобы рисунки были более выразительными, на занятии я предлагаю детям бумагу разного формата.
Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок и воспитателя в тех случаях, когда нет возможности показать этот предмет. Рисунок должен быть крупного плана, с выраженными формами. На занятиях я стараюсь обращать внимание детей на форму, обводим форму пальцами и так же обсуждаем цвет.
На занятиях часто использую художественное слово, например,
«Снег, снег кружится, белая вся улица…»
В данном случае художественное слово пробуждает интерес детей, а также помогает им вспомнить образы, ранее увиденные в жизни.
А также использую загадку, где ребенок уже представляет образ с отличительными признаками, например.
Шустрая девчушка,
Девчушка – поскакушка.
Шубку серу поменяла,
А скакать не перестала
И детям предлагаю нарисовать отгадку. В данном случае словесный образ является содержанием детских работ.
Для развития детского творчества детям я предлагаю творческие задания, в результате чего занятие становится более разнообразным. Например: «Нарисуем как снежинки кружатся в воздухе.» Дети рисуют как снег падает на здания, деревья и даже на людей. Хотя задание общее, но каждый ребенок нарисует так, как он видит и представляет.
В своей практике часто с ребятами выполняем коллективные работы. Я организую, а дети постепенно приучаются к этому виду деятельности, вместе, например, нарисовать снегирей на ветках или рыбок в аквариуме.
В средней группе детей
обучаем декоративному рисованию, чем
отрабатывается ритмичности движений при повторении одинаковых элементов узора. Обучение детей дифференцированию прямолинейных форм на квадратные, прямоугольные, треугольные следует вести в сравнении этих форм, чтобы дети, сопоставив их видели, что у них общее и что различное.
В детском саду для полноценного художественно-эстетического развития дошколят в учебно-воспитательный процесс я ввожу нетрадиционные методы рисования.
В детском саду по методу нетрадиционного рисования у всех малышей картинки получаются разными. У ребят средней группы эти техники изобразительного творчества, прежде всего, стимулируют развитие исследовательских способностей, так как открывают широкий простор для экспериментов: наносят красители на материалы природного происхождения, рисуют через марлю и пр.
Кроме того, нетрадиционное рисование:
· тренирует сенсомоторную координацию, мелкую моторику, что является ключевым фактором развития речи;
· развивает память, внимание;
· способствует развитию образного мышления;
· формирует предпосылки для гармоничного социально-коммуникативного развития — дети в процессе работы обращаются и друг к другу, и ко взрослому, задают вопросы;
· воспитывает эстетический вкус и представления о гармонии.
В конце любого занятия дети четырех лет дают обоснованный разбор рисунков. Совместно с детьми мы выбираем рисунок, который им понравился. Обсуждаем, похож ли он на изображаемый предмет или образец. Обосновать ответ помогает воспитатель.
Детей надо научить правильно сидеть во время занятий: сильно не нагибаться, не опираться грудью о стол, руки на столе, ноги на полу.
Как педагог, я должна правильно владеть карандашом и кистью, умение изменять положение руки при выполнении разных заданий (положение кисти по отношению к бумаге наклонно при рисовании широких линий и мазков и вертикально при рисовании тонких линий и точек).
В средней группе так же устраиваем выставку всех рисунков и с детьми проводим анализ. Дети четырех лет легко оценивают чужие работы, но свою собственную работу они не могут оценить, т.к. ребенок всегда доволен результатом своей работы и она приносит ему радость.
Каждое занятие должно опираться на отчетливые представления детей о предметах и явлениях. Формированию представлений способствуют организуемые с детьми наблюдения, чтение книг, рассматривание иллюстраций, образная характеристика предметов и явлений в процессе наблюдений.
Необходимо помнить о развитии детского изобразительного творчества, которое невозможно как без овладения ребенком знаниями, навыками и умениями рисования, так и без воображения.
Библиографический список1.Н.П. Сакулина, Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду»: Пособие для воспитателя - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение»,1982.г 208 с.
2.Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». М., «Просвещение», 1977г. 253 с.