Оригинал материала размещен в выпуске № 01 (15) https://f.almanah.su/15.pdf
Преимуществом в современной системе образования становится воспитание. Особую актуальность в реализации ФГОС НОО приобретают проблемы духовно – нравственного воспитания в школе. Главный акцент сегодня уделяется на воспитание человека в развитии мировой педагогической мысли, именно образование играет ведущую роль в осуществлении настоящих и будущих социальных реформ в обществе, решение всемирных проблем человечества в целом. Именно поэтому, целенаправленную воспитательную работу, по данному вопросу, нужно начинать уже с начальной школы через формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
В начальной школе нравственные ценности наиболее системно формируются на уроках окружающего мира. Рассмотрим возможности использования потенциала курса «Окружающий мир» по программе «Школа России» в процессе воспитания нравственности. Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1—4 классы» предполагает целостное постижение школьниками окружающего мира, а в отношении развития и воспитания личности играет важную роль по сравнению с другими предметами.
В курсе «Окружающий мир» важное внимание уделяется семье. Сформировать семейные ценности помогает тема «Как живет семья?», проект «Моя семья» (1 класс), в котором школьники должны рассказать о составе своей семьи, увлечениях каждого члена семьи, о семейных традициях, «Наша семья», проект «Родословная» (2 класс), где учащиеся с помощью взрослых составляют древо своей семьи. 3 класс предусматривает введение темы «Семейный бюджет», при изучении которой школьники знакомятся с понятиями «бюджет», «доходы», «расходы», «потребности», в 4 классе выполняется проект «Календарь праздников моей семьи». Иллюстрации и задания способствуют осознанию ценности семьи, необходимости укрепления семейных связей, отношений между членами семьи. Проектная деятельность предполагает совместную работу школьников и родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, что помогает формированию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.
Уже в 1 классе, авторы учебников уделяют огромное внимание формированию чувства ответственности через нравственное воспитание. Это можно проследить при изучении следующих тем: «Как зимой помочь птицам?», «Почему мы любим кошек и собак?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему мы часто слышим слово «экология»?», при выполнении проекта «Мои домашние питомцы».
Во 2 классе в разделе «Общение» рассматривается формирование представлений о нравственных нормах, изучение культуры поведения в семье, школе, в общественных местах.
Для развития у школьников самостоятельности и ответственности за свои поступки служит раздел «Чему учит экономика» в учебнике 3 класса, где вводятся новые понятия «Товары», «услуги», «налоги». Все эти понятия связаны с личным опытом ребенка и его семьи.
Особая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства. Почтительное отношение к своему народу и другим народам.
Из всего сказанного, можно сделать вывод, что изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России. Направлено на воспитание нравственных качеств, таких как трудолюбие, ответственность, готовность помочь, умение прощать, терпимость к недостаткам другого человека, происходит не только через содержание учебного предмета, но и благодаря использованию разных форм деятельности: работа в группе, самостоятельная работа, проекты и творческие задания и др.
Учитель, планируя уроки окружающего мира, должен определиться с выбором нравственных качеств, которые он хочет сформировать у детей. Уделить внимание личностным результатам, которые будут сформированы у детей при изучении материала.
Список литературы:
1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. - С.6
2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 – х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М.:Баласс, 2011. - С. 238
3. Плешаков А.А. Пояснительная записка к учебникам «Окружающий мир», – М.: Просвещение 2011.-10-20 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. - С. 2