НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Попова Н.А. Артикуляционная гимнастика в ДОУ: учимся, играя

Оригинaл материала размещен в выпуске № 06 (08) https://f.almanah.su/08.pdf


Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно увеличивается количество детей с недоразвитием речи.
Ни для кого не секрет, что наши современные детки живут в эпоху гаджетов и компьютерных технологий, что, в разумных пределах, только приветствуется. Но, к сожалению, на практике, дети практически всё свободное время от детского сада проводят за экранами компьютеров, ноутбуков, планшетов и телефонов. Речевое общение с родителями и сверстниками сильно ограничено, что впоследствии негативно сказывается на развитии всех языковых компонентах речи, как устной, так и письменной.
Язык человека- это большая мышца, которая та нуждается в постоянных тренировках, как и все прочие мышцы тела. В детском саду для развития подвижности языка и выработки точных артикуляционных движений воспитатели логопедических групп и логопеды используют в своей работе так называемые зарядки для языка.
Родители зачастую относятся несерьёзно к подобным занятиям по рекомендации логопеда, тем самым невольно тормозя процесс по устранению недостатков звукопроизношения у детей. Но не стоит недооценивать значение артикуляционной гимнастики для профилактики речевого недоразвития у детей дошкольного возраста, так как данная гимнастика, при систематическом её проведении под контролем взрослого человека просто творит чудеса в профилактике недоразвития звукопроизношения и подготовке речевого аппарата к постановке дефектных звуков.
Воспитателям детского сада и родителям я рекомендую использовать гимнастику для язычка во всех без исключения возрастных группах, благо есть очень много разработок в виде игр, сказок, стихотворных форм и даже компьютерных программ для этого.
Первое время артикуляционнцю гимнастику выполняем вместе с ребёнком перед зеркалом, что бы был дополнительно зрительный контроль за положением органов речи, а затем зеркало убираем, но продолжаем контролировать правильность выполнения. Гимнастику проводим в виде игры, это позволит избежать усталости и негативного отношения ребёнка к занятиям.


Рисунок 1. Упражнение «Футбол».
В своей работе я стараюсь по возможности использовать разнообразные формы проведения гимнастики для язычка, чтобы данный вид деятельности не надоедал детям и всегда вызывал только положительные эмоции.
Самая простая форма проведения артикуляционной гимнастики - это картотека символов, которых великое множество можно найти на просторах Интернета и распечатать для дальнейшей работы по профилактике и коррекции речевых нарушений у дошкольников. Каждое упражнение имеет своё название, которое дети быстро запоминают.



Рисунок 2. Упражнение «Бегемотик». Рисунок 3. упражнение «Часики».
Любимый вид гимнастики для языка у моих дошкольников - это разнообразные «Сказки о Весёлом Язычке», которые мы постоянно изменяем, дополняем и придумываем сами вместе с детьми и родителями. Язычок у нас в наших сказках путешествует, готовит, стирает, ходит в зоопарк, едет к бабушке на блины и вообще, живет полной жизнью, в зависимости от тех упражнений, которые нужно отработать. Причём, хочу заметить, что дети не устают во время проведения такого вида артикуляционной гимнастики, и она им не надоедает, так как упражнения постоянно меняются местами, усложняются, добавляются новые. Родители с удовольствием вместе с детьми придумывают сказки о приключениях Язычка, которые мы потом используем в работе.
Артикуляционная гимнастика в стихотворной форме так же нравится детям. Стихи можно найти готовые, либо придумать самим.
Например:
Мы ИГОЛКУ в руки взяли, «Иголочка»
Ею КРУГ нарисовали. Круг «рисуем» языком.
В ЧАШКУ чай потом налили «Чашечка»
И с БЛИНАМИ его пили. «Блинчик»
Один из наиболее продуктивных видов гимнастики для языка, на мой взгляд, это артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики. Биоэнергопластика в логопедии – это соединение движений артикуляционного аппарата с движением рук. Выполняя артикуляционное упражнение, ребёнок сопровождает его движением одной или обеих рук. При этом развивается координация движений мелкой моторики пальцев, память, произвольное внимание. Эффективность исправления дефектов звуков возрастает в 2 раза, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

 


Рисунок 4. Упражнение «Иголочка». Рисунок 5. Упражнение «Часики»
Данный вид гимнастики более энергозатратен, поэтому упражнений берётся немного для одного комплекса.
Говоря о проведении гимнастики для язычка с детьми младшего возраста, здесь целесообразно использовать логопедических кукол, язычком которых может управлять взрослый. Таких кукол можно купить, либо сделать своими руками. У меня это - бегемотик Жужжа, которого дети очень любят, для них он живой, настоящий и авторитетный товарищ, с которым хочется брать пример, с которым хочется общаться и помогать.



Рисунок 6.Логопедический Рисунок 7. С Жужжей веселее.
бегемотик Жужжа.
С бегемотиком выполнять артикуляционную гимнастику любят дети не только младшего, но и старшего дошкольного возраста. Поэтому наш Жужжа всегда присутствует с нами на гимнастике для язычка, где мы его учим правильно ставить язычок, когда он ошибается, либо сами учимся у него различным упражнениям.
Хочу заметить, что необходимо иногда дать детям почувствовать себя взрослым и значимым. Поэтому можно дать того же бегемота в руки ребёнку, для проведения артикуляционной гимнастики, но под контролем взрослого, чтобы не закреплять неправильные артикуляционные позы.
Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть, что артикуляционная гимнастика - один из самых простых, весёлых и действенных методов по профилактике и коррекции речевого недоразвития у детей дошкольного возраста.

Библиографический список:

1.                                Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011.
2.                                Косинова Елена Михайловна Артикуляционная гимнастика. Издательство: Эксмо, 2007 г.
natasha-popovva@mail.ru, +79237853800
2018