Скабелкина М.А. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников
Библиографическое описание: Скабелкина М.А. Формирование положительного отношения к здоровому образу жизни у младших школьников // Образовательный альманах. 2024. № 1 (76). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2024/76-2.pdf.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – важнейший труд педагога. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский.
Ничто не дается от рождения человеку так дешево и не ценится им в зрелом возрасте так дорого, как здоровье. Дети, в силу своего возраста и недостаточности жизненного опыта, не могут правильно расставить приоритеты в отношении привычек, ухудшающих их здоровье. Они еще очень юны и неопытны и здоровье воспринимается ими как нечто совершенно естественное и вечное. Просто так делать скучные упражнения и питаться правильно дети не склонны. Конечно, все привычки идут из семьи. Если взрослые ответственно относятся к своему здоровью, соблюдают режим, правильно питаются, то к школе ребенок, подражая им, тоже усвоит полезные привычки. В семьях же, где небрежно относятся и к своему здоровью, и к здоровью детей, такие привычки не формируются. В таком случае, помочь младшему школьнику усвоить важность соблюдения здорового образа жизни, гигиенических процедур и правильного питания должна школа.
Тема здоровья в 21 веке становится чрезвычайно актуальной. Касается она и детского здоровья. По данным статистики, у каждого пятого младшего школьника наблюдаются те или иные проблемы со здоровьем. К выпускным классам эта статистика еще ухудшается. С чем же это связано? Причин несколько:
- все большая зависимость детей от гаджетов и малоподвижный образ жизни;
- неблагополучная экологическая ситуация;
- неправильное и несбалансированное питание в семьях учеников;
- отсутствие должных физических нагрузок на развивающийся организм;
- зачастую, перегрузка детей учебными дисциплинами.
Все эти факторы крайне плохо влияют на здоровье детей. Школа, как место просвещения и обучения, где дети проводят много времени, конечно, должна брать на себя обучающую роль и в вопросе сохранения здоровья учеников. Ведь основные факторы, способствующие ухудшению здоровья в юном возрасте, имеют поведенческую основу. А неправильное поведение в раннем школьном возрасте хорошо поддается корректировке.
Поэтому в современный школьный стандарт образование было введено такое понятие, как «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегающая технология – это совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов, система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленная на сохранение и укрепление здоровья школьника на всех этапах его обучения и развития.
Под здоровьем младшего школьника я, конечно же, понимаю не только его физическое, но и психическое, соматическое и нравственное здоровье. Достичь здоровья во всех этих сферах помогает здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это такое ежедневное осознанное поведение человека, которое способствует выполнению всего запланированного им объема работ, как физических, так и интеллектуальных, с сохранением психического, нравственного и физического здоровья. Важно прививать привычку к здоровому образу жизни с самого раннего возраста и развивать ее в школьном возрасте. К концу обучения ребенок должен стать сформировавшейся, устойчивой к стрессам личностью и понимать всю важность сохранения здоровья для человека.
Младший школьный возраст очень благоприятен для формирования и закрепления основ здорового образа жизни. Для успешной реализации педагогом задачи осознания ребенком правильности здорового образа жизни, и применения полученных знаний на практике, следует обратить особое внимание на такие компоненты, как:
- достаточная двигательная активность;
- здоровые физические нагрузки;
- соблюдение личной гигиены;
- сбалансированное питание;
- соблюдение режима дня;
- отсутствие вредных привычек.
Младший школьник наиболее восприимчив к советам взрослых людей. Он копирует поведение окружающих его взрослых. Поэтому очень важно в беседах с родителями подчеркивать важность личного примера для ребенка. Учитель тоже должен подавать такой пример. Лучше всего, если и дома, и в школе ребенка будут окружать примеры здорового поведения.
Формы и методы приучения ребенка к здоровому образу жизни могут быть разные. Хорошо зарекомендовали себя как специально проводимые мероприятия, такие, как «уроки здоровья», уроки физкультуры, практические занятия на развитие тех или иных гигиенических навыков, так и внесение в структуру обычного урока здоровьесберегающих технологий.
В своей работе на уроке я использую такие здоровьесберегающие технологии, как:
- физкультминутки;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- дыхательная гимнастика;
- точечный массаж;
- обоснованная смена видов деятельности;
- игра;
- релаксация и рефлексия.
На каждом уроке я внимательно слежу за психологическим комфортом учеников и сохранением творческого характера процесса обучения. Каждому учителю необходимо помнить, что представления детей о здоровом образе жизни формируются как на уроке, так и в процессе внеурочной деятельности.
Огромное значение имеет работа с родителями. Беседы, практические занятия, игры, конкурсы, проектная деятельность, как совместная деятельность в треугольнике «ребенок – школа – семья», приобретает еще большее значение и оставляет значительный след в памяти ребенка. На родительских собраниях необходимо доносить до родителей информацию о важности соблюдения младшими дошкольниками режима дня. Под режимом дня подразумевается не только своевременное укладывание ребенка спать, но и правильное чередование периодов учебной, домашней деятельности и отдыха. Основные составляющие домашнего режима дня ребенка – это своевременный и полноценный сон, домашние задания, прогулки и активная физическая деятельность, прием пищи, личная гигиена и время на свободные занятия по выбору. Систематическое нарушение режима дня, особенно у учеников младших классов, значительно снижает внимание, способствует нарушению координации движений, ослабляет память и значительно увеличивает время, требующееся для осуществления мыслительных операций. Также необходимо внушить родителям и детям мысль о недопустимости формирования вредных привычек, особенно в раннем школьном возрасте. Родители должны показывать детям пример во всем и избегать посещения с детьми мест, где курят и распивают спиртные напитки.
Только при правильной организации школьной, внеурочной и домашней деятельности с повсеместным введением элементов здорового образа жизни, можно добиться у детей стойкой привычки к соблюдению режима дня, правильному питанию и позитивному отношению к жизни.