Актуальные вопросы преподавания предметов гуманитарного цикла

Путенихина Н.А. Новые форматы оценивания в современном учебном процессе студентов

Библиографическое описание:
Путенихина Н.А. Новые форматы оценивания в современном учебном процессе студентов // Образовательный альманах. 2023. № 13 (75). Часть 2. URL: https://f.almanah.su/2023/75-2.pdf.

В нынешнее время из-за того, что происходит актуализация задачи обеспечения качества высшего образования функция оценивания в учебной деятельности студентов начинает приобретать новые смыслы. Так, сначала меняется понимание рамочной цели, которую обслуживает процедура оценивания.

Функция оценивания сводится не только к выявлению недостатков, но и рассматривается как критический анализ образовательного процесса, который предполагает собой наиболее точное определение направлений улучшения. Отметим, что здесь, по большему счету, речь идет об изменении целей оценивания и философии оценки, а не средств оценивания, которые тоже могут претерпевать изменения.

Оценивание — это не фиксация итогов, а «точка», за которой следует новый виток развития, а также и повышение качества образования, т.е. здесь главная задача заключается в том, чтобы улучшить качество работы конкретного человека, а уже через это достижение более широких целей – это улучшение качества учебных программ, в которые вовлечены оцениваемые люди, и достижение нового качества работы всей организации в целом.

Для проведения оценивания используют различные методы оценки, так к традиционным методам относятся устный опрос, тесты, письменные работы, оценивание при помощи компьютерных технологий.

В современных условиях особые ожидания связываются с образовательными технологиями, соответствующим задачам компетентностно-ориентированного образования. Сюда относятся такие технологии, как ассесмент-центр, кейсы, выполнение и защита проектов, портфолио.

Ассесмент-центр является оценочной процедура, которая основана на экспертном наблюдении за человеком в ходе имитирования игры, которая, в свою очередь, воспроизводит ситуации профессиональной деятельности. Помимо этого, также могут применяться групповые проекты и их презентация, выполнение тестов и кейсов. Суть тут состоит в том, что студенту нужно выполнить ряд упражнений, которые моделируют ключевые моменты деятельности и в результате выявляются имеющиеся знания и умения, а также профессиональные качества. Степень выраженности этих качеств оценивается подготовленными экспертами по специально разработанным критериям оценки.

Существую и индивидуальные методы оценки, которые позволяют увидеть динамику результатов каждого обучающегося, оценить сформированность компетенций. Один из методов – это портфолио, комплект документов, который собой отражает динамику индивидуальных профессиональных и образовательных достижений владельца.

Существует определенная типология портфолио:

1) Портфолио работ – сюда входят работы студента за определенный период времени, это творческие, проектные, исследовательские и др.;

2) Портфолио документов – содержит сертификаты, грамоты, дипломы и другие документы, которые подтверждают достижения студента;

3) Портфолио отзывов – это характеристики студента от преподавателей, других студентов, руководителей практики.

Другой метод оценки – кейсов, он является более перспективным и соответствующим современным требованиям к профессиональному образованию. Здесь процесс оценивания с применением этого метода представляет имитацию реального события, которая сочетает в себе адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты, а также вариативность обучения. Сущность метода кейсов – материал подается студентам в виде проблем, которые предполагают, что знания и умения приобретаются в результате активной и творческой работы.

Хорошо работает и метод проектов, он обеспечивает комплексный и осмысленный подход к результатам деятельности, связь теории и практики, а также междисциплинарное видение профессиональных задач. Выбирая этот метод, стоит помнить, что его содержание должно быть связано с актуальным состоянием профессии студента, опираться на опыт работы на практике и ориентироваться на приоритетные направления научных исследований.

Популярность обрела рейтинговая система. Здесь рейтинг – это суммарная оценка результатов всех видов учебной деятельности студентов. А также рейтинг студента показывает уровень соответствия его личных учебных достижений формализованной шкале, которая, в свою очередь, выражена в баллах.

Метод рейтинга имеет свои преимущества:

● Усовершенствование традиционной системы контроля, также и оценки успеваемости;

● Способствует повышению мотивации к активной учебной деятельности, развивает способность к самооценке и рефлексии;

● Позволяет отслеживать динамику и оценивать эффективность работы студента на протяжении всего периода обучения, а соответственно и своевременному выявлению причин снижения успеваемости, их устранению;

● Может уменьшить влияние субъективных факторов – это личности преподавателя и студента, их взаимоотношения и др.

В настоящее время образовательный процесс современного университета стремится перейти от традиционного оценивания к аутентичному. Аутентичное – это вид оценивания, который применяется в практико-ориентированном образовании. Оно учитывает, насколько сформированы умения и навыки, а также грамотность студентов в тех или иных ситуациях.

Список литературы

1. Алехина Н.В. Проблема аутентичного оценивания образовательной деятельности студента в условиях внедрения системы менеджмента качества / Н.В. Алехина, Э.В. Зильберштейн // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 1 – С. 47-49.

2. Дрантусова Н.В. Оценка качества как необходимый элемент (этап) управления в высшем образовании / Н.В. Дрантусова, Е.А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. – 1999. – № 1. – С. 41-44.

3. Дубцова М.М. Организационно-педагогические основы оценивания учебных достижений студентов как фактор повышения качества обучения в вузе: дис... канд. пед. наук: 13.00.08 / Марина Михайловна Дубцова. – Чита, 2007. – 233 c.

4. Краснова Т.И. Оценивание учебной деятельности студентов / Т.И. Краснова // Аналитический обзор международных тенденций развития высшего образования – 2003. – № 6. – С. 45-53.

5. Ширшова И.А. Оценивания учебных достижений студентов: современные тенденции / И.А. Ширшова // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». – 2013. – Т.26 (65), №1. – С. 205-215.
2023