Оригинaл материала размещен в выпуске № 01 (03) https://f.almanah.su/03.pdf
В соответствии с новыми экономическими условиями профессиональная подготовка средних медицинских работников должна обеспечивать необходимый уровень профессиональных компетенций у будущего специалиста, способного к профессиональному росту, самообразованию и самосовершенствованию, владеющего смежными медицинскими специальностями.
Для подготовки профессионально мобильных компетентных специалистов активно используется современные педагогические технологии. Их применение в обучении позволяет развивать профессиональные и общекультурные компетенции, стимулировать познавательную активность студента, добиваться высокой степени самостоятельности. Чтобы будущий специалист был конкурентоспособным и умел действовать в различных профессиональных ситуациях, современные педагогические технологии должны обеспечивать не только результативное обучение и реализацию целей по формированию конкретных компетенций, но и создавать атмосферу погружения в профессию.
Преподаватели техникума сегодня применяют различные педагогические технологии. Наиболее часто используются следующие технологии: обучение в сотрудничестве, симуляционная технология, информационные технологии, технологии погружения в практическую деятельность.
Обучение в сотрудничестве применяется с целью обучения студента работать в команде и всегда быть готовым прийти друг другу на помощь.
Учебная группа разбивается на малые по 2-3 человека. Принципы работы в группе: индивидуальная ответственность каждого студента за решение задания данного группе, где каждый студент имеет равные возможности в достижении успеха. В ходе решения задания происходит обмен результатами с другими подгруппами и вырабатывается общее решение. В ходе совместной работы достигается усвоение всего материала.
Преподаватель организует самостоятельную познавательную деятельность студентов. В ходе работы осуществляет наблюдение за активностью студентов и контролирует успешность выполнения задания.
В заключении вырабатывается один вариант решения, подводятся итоги, объявляются результаты, отмечается уровень активности каждого студента.
Симуляционная технология сегодня является ведущей в создании условий для развития у студентов широкого спектра компетенций без риска нанесения вреда пациенту.
Симуляция (видимость, притворство) в медицинском образовании – это технология обучения и оценки практических умений и навыков, основанная на реалистичном моделировании, имитации клинической ситуации или отдельно взятой физиологической системы, для чего используются биологические, механические, электронные, виртуальные модели.
Симуляционная технология позволяет отработать сестринские вмешательства в условиях приближённых к настоящим, путём многократного повторения и разбора ошибок. Одновременно совершенствуются умения работать с оборудованием и работа в команде.
По уровню реалистичности выделяют семь групп симуляционных технологий:
- Визуальный – классические учебные пособия (электронные учебники, обучающие компьютерные игры);
- Тактильный – тренажёры для отработки практических навыков (реалистические фантомы органов, манекены сердечно-лёгочной реанимации);
- Реактивный – манекены низшего класса реалистичности;
- Автоматизированный – манекены среднего класса реалистичности (видеооборудование);
- Аппаратный – симулятор среднего класса в палате, оснащённой медицинской мебелью и аппаратурой;
- Интерактивный – роботы – симуляторы пациента высшего класса реалистичности и виртуальные стимуляторы с обратной тактильной связью;
- Интегрированный – комплексные интегрированные симуляционные системы – взаимодействующие виртуальные симуляторы.
В симуляционном кабинете техникума для преподавателей основ сестринского дела создана модель мини-отделения в составе 4 кабинетов:
- кабинет приёма больных;
- процедурный кабинет;
- кабинет сестринских технологий;
- палата сестринского ухода.
Из перечисленных технологий преподавателями широко используются следующие уровни симуляционной технологии:
- Визуальный – знакомство студентов с алгоритмом выполнения манипуляции. На данном этапе отрабатывается последовательность действий выполнения манипуляции через изучение электронного пособия или просмотр видеофильма.
- Тактильный – воспроизведение и отработка практических манипуляций на фантоме, муляже, стандартизованном пациенте. В процессе выполнения манипуляции вырабатывается последовательность и координация движений, приобретается практический навык.
- Реактивный – воспроизведение простейших активных реакций фантома на типовые действия.
Преимущества симуляционного практического обучения:
- В ходе освоения практического умения не рискует ни пациент, ни студент.
- Неограниченное число повторов и длительность отработки сестринских вмешательств.
- Меньше стресс при первых реальных вмешательствах.
- Симулятор может сам вести студента по программе тренинга.
- Возможность объективной оценки уровня практической подготовки студента.
Однако, следует отметить, что симуляционное обучение не даёт возможности приобрести опыт общения с реальным пациентом, что возможно осуществить в условиях в лечебно-профилактического учреждения.
Современный специалист должен получить не только конкретные знания, но и умения ставить и решать профессиональные задачи, владеть информационными и коммуникационными технологиями, обладать творческим мышлением. Этому способствуют современные информационные технологии, которые решают образовательную и организационную задачи.
Для повышения наглядности изучаемого материала и проверки качества знаний преподавателями применяются компьютерные презентации занятий или их фрагментов, содержащими набор слайдов с текстом, таблицами, схемами, рисунками, фотографиями, видео, что делает занятие более эффектным и позволяет повысить уровень восприятия материала, сконцентрировать внимание на важных его моментах.
Преподавателями созданы мультимедийные пособия, содержащие видеосюжеты по выполнению алгоритмов сестринских манипуляций, где представлены все этапы их выполнения в логической последовательности с элементами безопасности на рабочем месте.
Также имеются тестовые контролирующие задания, позволяющие быстро установить обратную связь со студентами, внести коррективы в их знания, стимулировать подготовку к каждому занятию. Одновременно это позволяет экономить время, снижает уровень эмоционального напряжения при контроле знаний.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет организовать самостоятельную творческую деятельность студентов, обеспечить высокую познавательную активность в приобретении у них глубоких и прочных знаний по изучаемым предметам.
Технология погружения в профессиональную деятельность необходима для подготовки профессионала-специалиста, способного квалифицированно решать профессиональные задачи, видеть, формулировать проблемы, самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную и профессиональную деятельность. Ориентация при применении технологии направлена на формирование системы профессиональных практических умений, развитие клинического мышления, мыслительной активности. Примером применения этой технологии служит организация производственной практики профессионального модуля 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах».
Практика проводится после окончания изучения дисциплин в лечебно-профилактических учреждениях, утверждённых в качестве баз практики.
Содержание программ практики, рассчитано на комплексное применение полученных студентом знаний. Использование системного подхода к организации ухода за пациентом позволяет студентам осознанно выполнять необходимые манипуляции, обеспечивает умения общения и эффективную подготовку к профессиональной деятельности. При прохождении практики студент знакомится с правилами техники безопасности на рабочем месте, соблюдает их, обеспечивает инфекционную безопасность персонала и пациента, знакомится со структурой каждого функционального подразделения лечебного учреждения, содержанием деятельности сестринского персонала.
Руководство практикой в лечебно-профилактических учреждениях возлагается на опытных медицинских сестёр: главную медицинскую сестру, старших, постовых и процедурных. Методическое руководство осуществляется преподавателем медицинского образовательного учреждения. По окончании практики проводится аттестация.
Таким образом, современные педагогические технологии обеспечивают формирование профессиональных, общекультурных компетенций, которые позволяют адаптировать имеющие знания будущих специалистов к новым обстоятельствам.
Библиографический список:
1. А.Я. Гапоненко «Управление знаниями» - М.: Эксмо, 2008.
2. А.П. Панфилова «Инновационные педагогические технологии» - М: Издательство центр «Академия», 2009.
3. Профессиональная педагогика./Российская академия образования, Ассоциация «Профессиональное образование» - М: издательство АПО, 1997.
Ekaterina-2202@mail.ru 8-965-919-04-50 Кузнецова Е.А.