НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Широкова Е.С. Значение театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:
Широкова Е.С. Значение театрализованных игр в воспитании детей дошкольного возраста // Образовательный альманах. 2023. № 10 (72). Часть 1. URL: https://f.almanah.su/2023/72-1.pdf.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, в умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Задачи театрализованных игр:

-развивать интерес к литературе и театру, психические процессы (памяти, внимания, речи, мышления), развивать такие качества личности, как самостоятельность, инициатива, воображение;

-развивать и активизировать словарный запас детей среднего дошкольного возраста, навыки правильной речи, грамматического строя речи;

-воспитать любовь, доброту, бережное отношения к окружающему миру через сказку.

Виды театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации.

Театрализованные игры также помогают:

-развивать речь малышей (детям средней группы очень важно быть понятыми, отчего они с особой тщательностью подбирают слова, стараются правильно выстраивать предложения, а заучивание текстов роли в драматизации помогает обогатить набор речевых средств — слов, грамматических конструкций);

-осваивать новые теоретические и практические знания из разных областей жизни (малыши не только получают ещё неизвестную им информацию, в частности, о театре, но и осваивают её в непосредственной деятельности);

-учиться адекватно реагировать на разные игровые ситуации и принимать самостоятельные решения;

-развивать память, мышление, воображение через восприятие образов и запоминание порядка выполнения игровых действий с ними;

-укреплять здоровье (многие театрализованные игры подразумевают умеренные физические нагрузки, что способствует тренировке координации, гибкости и ловкости у детей);

-воспитывать чувство коллектива через творческое сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Набор атрибутов для театрализованных игр:

-ширма (настольная и напольная, выполняющая роль универсальной декорации, например, замка и теремка);

-маски с нарисованными мордочками животных (изготовить такие маски можно из картона или в технике папье-маше);

-бумажные или картонные шапочки с картинками сказочных персонажей (бабки, деда, кошки и др.);

-куклы (перчаточные, пальчиковые);

-декорации из бросового материала (желудей, спичек и пр.);

-картинки на твёрдой основе для разыгрывания сценок на стенде (фланелеграфе или магнитной доске);

-куклы на ложках, пластиковых стаканчиках;

-костюмы или отдельные элементы для разыгрывания сценок самими ребятами (сарафан, платок — для бабки, шаровары для деда, жёлтый платочек для репки и пр.).

Театрализованная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста. Они помогают ребятами не только раскрыть свои творческие задатки, но и в доступной форме отрабатывать умения, получать новые знания и опыт социализации, а также совершенствовать речевые навыки.

Литература

1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Иванова Г.П. «Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников». - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.

3. Калинина Г. «Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания». – М.: Лепта-Книга, 2007.

4. «Театрализованная деятельность детей младшего и среднего дошкольного возраста» Рузикулова Е.И.

5. Нищева Н. Ф. «Картотека предметных картинок»: Наглядный дидакт. материал. – СПб.: Детство-Пресс.
2023