НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы дошкольного образования

Сухова О. Н., Лихошерстова О. А., Димова Г. В. Значение художественной литературы для речевого развития, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Оригинал материала размещен в выпуске № 12 (50) https://f.almanah.su/50.pdf

Аннотация: в статье обоснована роль детской художественной литературы, средства познавательного, эстетического и нравственного воспитания личности детей дошкольного возраста. Авторами поднимается вопрос о необходимости отбора произведений детской литературы для чтения детям дошкольного возраста.
Ключевые слова: детская литература, художественное слово, нравственное воспитание, приобщение к эстетическим ценностям.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.У детей 4 лет имеются представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом. Но этипредставления часто наивны, своеобразны, поэтому педагогу нужно знать ихсодержание, чтобы направлять нравственное развитие детей. Недооценивая возможности детей, воспитатели недостаточно используют примеры из детской литературы, которые позволяют раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний. Ссылки на ранний возраст, на то, что психологически насыщенные рассказы не будут поняты дошкольниками, что им доступны лишь произведения с простыми ситуациями, не подтверждаются современными психологическими и педагогическими исследованиями.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям
эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого
отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психикичеловека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Эмоциональная чуткость к слову начинает формироваться с рождения ребенка, и успешность его читательской деятельности во многом определяется уровнем речевого развития его семьи, прежде всего тех, с кем чаще и больше всего общается ребенок.
Художественная литература служит могучим, действенным средством
формирования личности ребенка и развития речи, средством умственного,
нравственного и эстетического воспитания детей. Литература влияет на
формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы
русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами,
поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
В поэтических образах художественная литература открывает и
объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и
взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает
ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы
различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и
точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
К.Д. Ушинский писал: «... не педагогически поступает тот, кто, стараясь
объяснить маленькому читателю каждое слово, навязывает на небольшой и
иногда пустой рассказ целый том разнообразнейших словесных толкований»
Дети старшего дошкольного возраста под воздействием
целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство
содержания произведения и его художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.
Процесс эстетического восприятия очень заметен в этом возрасте.
Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия
ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У
старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в
воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей
яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а концу дошкольного возраста – перевертыши, небылицы.
Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет
восприятие детьми таких жанров как басни, пословицы, загадки, обуславливает необходимость помощи взрослого.
Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее
то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства,
мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.
Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение,
рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его
приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмущаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают у маленьких слушателей конкретные представления. Воображение ребенка следует за течением рассказа, сказки и одну за другой рисует картины. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга
Однако, литературное произведение само по себе, даже если оно
удачно подобрано, не обеспечивает успеха его восприятия и воздействия на
ребенка-дошкольника. По словам Е.А. Флериной «Путь к детскому разуму и
чувству находится целиком в руках воспитателя.... как сумеет воспитатель
довести произведения писателя до ребенка, насколько качественно его
художественное исполнение, насколько верно и выразительно оно будет звучать в исполнении...».
Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительно чтения приобретает особое значение. Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения
каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.
Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке,
располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух,
сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят,
укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.
Существуют разные формы занятий по чтению, но их объединяет одно –
они дают дошкольнику возможность поделиться с товарищами радостью
пережитого, узнать, что их интересует и волнует. Общение детей, их интересная совместная деятельность на занятиях коллективного чтения помогают сплочению детского коллектива.
При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину,
конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности.
Правило морали приобретает в художественном произведении живое
содержание.
 Восприятие искусства является для ребенка своеобразной формой познания
объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий
художественного произведения, становится как бы их участником.
В детском саду нередко на занятиях чтением решаются только задачи
развития речи и поэтического слуха ребенка. Такое узкое использование
художественного произведения, сводящееся к механической передаче
содержания текста, лишает ребенка возможности осознать и почувствовать его нравственную глубину. Иногда в практике детских садов бывают ошибки
другого рода, когда высокая идейно-нравственная направленность произведения искусства преподносится как голое морализирование, художественные образы трактуются односторонне, порой вульгарно. Это тоже мешает развитию чувств и нравственного сознания ребенка, формированию у него правильного отношения к действительности.
Художественная литература должна чаще использоваться как средство
развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости,
чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое
внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по
художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных
чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и
деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые
искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное,
нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит,
прежде всего, от его художественной ценности. Педагог подбирает
художественные произведения в зависимости от конкретных воспитательных
задач, стоящих перед ним.
Например, для воспитания у детей старшего возраста гуманных чувств
педагог использует сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,
«Кукушка» (ненецкая сказка), «Хаврошечка», «Сказка о рыбаке и рыбке»
А.С. Пушкина, «Серебряное копытце» П. Бажова, «Конек-Горбунок» П. Ершова, «Айболит» К. Чуковского, «Белый медвежонок» У.Турманжанова, «Девочка и верблюжонок» Ш.Муртаза и др.
При чтении, помимо задач воспитания чувств и формирования
этических представлений, как правило, решаются и другие задачи: развития
речи, художественного вкуса, поэтического слуха, интереса к литературе
вообще. Определенные трудности у педагогов вызывает не только отбор
художественных произведений, но и проведение этической беседы о
прочитанном. По мнению некоторых, такая беседа не нужна, ибо
художественное произведение уже само по себе воспитывает. Однако практика работы с детьми показывает, что такие беседы необходимы.
Художественное произведение, безусловно, способствует развитию
чувств и представлений детей. Но в отличие от взрослого читателя, имеющего большой жизненный опыт, ребенок не всегда может увидеть главное в содержании книги, дать ей правильную оценку – книга открывает перед ним много неизвестного, и ему сложно самому разобраться во всем.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого
воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В. Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом – котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н. Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий, содержание вопросов к ним по рассказу В. Осеевой «Почему?» меняется. Теперь воспитатель выясняет умение детей сравнивать, воспринимать в других ситуациях полученные ранее представления; кроме того, ставится конкретная цель: закрепить возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого – это несправедливо, нечестно.
Представления, полученные детьми из художественных произведений,
переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Но, к
сожалению, взрослые нередко вообще забывают о связи литературы с жизнью детей, о том, когда необходимо сосредоточить внимание детей на этой связи.
Значение стихотворений, разучиваемых с детьми на занятиях так же носит
большое значение в формировании нравственных чувств у детей. Стихи
развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного,
любовь к природе.
Итак, художественная литература обогащает эмоции детей, способствует
развитию речи и эмоциональной отзывчивости. Воспитание художественным
словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что, в конечном итоге, способствует появлению у него живого отклика на события жизни, перестаивая его субъектный мир.
Литература:
1. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи... Методика приобщения
детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003.
2. Гурович, Л.М., Береговая, Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга / Л.М.
Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова – М., 1992.
3. Стрелкова, Л. Творческое воображение: эмоции и ребенок. / Л.
Стрелкова // Обруч. – 1996. – No4. – С. 24-27.
4. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: Изд-
во института психотерапии, 2001.
Литературные произведения для решения социально-нравственных задач
Народные сказки«Морозко», «Лиса и козел», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Вежливый кролик»
Авторские сказки
К. Чуковский «Федорино горе», «Айболит»; С. Козлов «Ежик в тумане»,
«Последнее солнце», «Красота»; С. Аксаков «Аленький цветочек», В. Одоевский «Мороз Иваныч», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
Рассказы и были
Е. Пермяк «Как Маша стала большой», Я. Сегель «Как я был мамой», Л. Толстой «Котенок», А.Н. Толстой «Золотой ключик», В. Осеева «Просто старушка», Э.Сэттон-Томсон «Рваное ушко»
Стихотворения
Я. Аким «Жадина», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. Барто «Вовка– добрая душа» (глава «Как Вовка стал старшим братом»)
Басня И. Крылова «Кукушка и петух».
2021