Рудниченко С.А., Особенности использования видеоуроков на занятиях изобразительного искусства
Оригинaл материала размещен в выпуске № 8 (58) https://f.almanah.su/58.pdf
Развитие творческой активности и одарённости – одно из приоритетных направлений образования. Творческая деятельность должна быть интересна, познавательна и современна, потому что наши дети – дети цифрового поколения. Стремительное внедрение информационных процессов в систему образования значительно изменило подходы к разработке учебных материалов в начальной школе. Обучение на основе компьютерных программ и мультимедийных средств позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических задач, что делает процесс познания более интересным и творческим, а также учитывает индивидуальные особенности каждого обучаемого. Использование компьютерных технологий позволяет задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям учеников. На уроках изобразительного искусства важно, чтобы ребёнок находился в комфортных условиях. Эти уроки должны быть полноценно наполнены и музыкой, и стихотворной формой, и очень красивыми иллюстрациями. Все эти условия успешно реализуются при использовании в работе видеоуроков. Bидeoypoк — этo пpoцecc oбyчeния c иcпoльзoвaниeм мyльтимeдийныx тexнoлoгий. Пpи этoм yчитeлeм здecь выcтyпaeт нe oпpeдeлeнный чeлoвeк в peaльнoм вpeмeни, a зapaнee зaпиcaнный гoлoc зa кaдpoм. Taкaя фopмa ypoкa являeтcя бoлee нaгляднoй и интepecнoй, она удобна как при освоении нового материала, так и при закреплении пройденного. Kaк пpaвилo, этo нeбoльшиe oбyчaющиe poлики длитeльнocтью 5-15 минyт, в кoтopыx yчaщимcя cнaчaлa paccкaзывaют тeopию, a пocлe пpивoдят пpимepы. 3aтeм в poликe мoгyт идти пpocтыe зaдaния, c пoмoщью кoтopыx oбyчaющиeся cмoгyт зaкpeпить тoлькo чтo пpoйдeнный мaтepиaл. Это могут быть фpaгмeнты из кинo, мyльтфильмoв, нayчнo-пoпyляpныx пepeдaч. Taкиe видeo могут являтьcя дoпoлнeниeм к yжe пpoйдeннoмy мaтepиaлy и пoзвoляют пpoиллюcтpиpoвaть eгo пpимepaми, зaкpeпить, пoвтopить или дoпoлнить paнee изyчeннyю тeмy. В своей работе видеоуроки широко использую: во время знакомства с творчеством художников, например: «Художники-сказочники: Иван Билибин, Виктор Васнецов», «И.И. Шишкин – певец русского леса», «Осень в творчестве русских художников» и т.д. Благодаря видеоурокам, ребята окунаются в мир того события, той эпохи, о которой повествует художник. Такие просмотры с комментариями педагога производят на учащихся неизгладимое впечатление, что даёт огромный толчок к творчеству. Большую помощь видеоуроки оказывают при изучении жанров изобразительного искусства, например: «В музеях хранятся картины – натюрморты» «Картина - пейзаж», "Портрет в изобразительном искусстве" и т.д. Изучение тем по декоративно – прикладному искусству, таких как: «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла» и других – тоже прекрасная возможность для использования видеоуроков. Данная форма проведения урока помогает мне и учащимся при изучении законов композиции (тема «Зимние развлечения»). Во время урока, при формировании новых знаний, приходится рисовать на доске несколько эскизов, разъяснять их. Порой, чтобы изобразить новый, необходимо удалить с доски прежний эскиз. На экране все композиционные ошибки наглядны, тем более что можно сопоставлять несколько эскизов на экране одновременно, выявить их достоинства и недостатки. Благодаря этим урокам, огромные возможности открываются перед нами при изучении законов цветоведения (тема «Три основные краски, строящие многоцветье мира»). Видеоуроки помогают совершать виртуальные экскурсии и знакомиться с художественными музеями мира, создавая у детей ощущение присутствия. На уроках изобразительного искусства изучение любой темы традиционно начинаю с изучения теории. После изучения теоретической части следует задание и практическая работа учащихся. В этой части урока тоже возможны варианты. Например, показ последовательности работы над рисунком на доске. Рисую, стоя боком к рисунку, частично загораживая собой, весь процесс изображения и объяснения, что отрицательно влияет на самооценку возможностей ученика, нередко у ребят возникает ряд вопросов, просьбы объяснить и показать ещё раз. При работе с красками, к доске крепится лист бумаги, с помощью красок и кисти показываю приёмы рисования. Это тоже несколько неудобно, ведь краска может потечь с вертикальной поверхности. Делаю вывод, что такой метод обучения не очень эффективен, получается более низкий результат. А при использовании компьютерной техники можно наглядно и последовательно показать приёмы изображения на большом экране. Видно и понятно всем. Наглядность – это, пожалуй, главное преимущество использования видеоуроков в школе. Ученики при этом получают навыки приёмов рисования, уверенно повторяют линии, вносят свою фантазию. Чем ещё хороши видеоролики, используемые при обучении изобразительному искусству младших школьников? Конечно же возможностью выполнять задания поэтапно. В последнее время большое внимание уделялось дистанционному обучению. Оно не теряет своей актуальности и сегодня. К сожалению, почти в каждом классе есть дети с ослабленным здоровьем. Задания по рисованию для таких ребят отправляю на электронную почту. Здесь видеоуроки становятся своеобразной палочкой-выручалочкой и для учителя, и для ученика, демонстрируя основные свои достоинства: доступность объяснения, наглядность, динамичность, строгую регламентированность по времени. Эти уроки дают детям возможность обучаться в своём темпе (останавливать и пересматривать видео), обучаться в любое время и в любом месте, в удобной и в спокойной обстановке, создавая эффект личного присутствия на занятии. Видеоуроки – прекрасное подспорье для учителя, ведущего ИЗО. Можно пройти специальное обучение по созданию таких уроков на курсах повышения квалификации «Цифровая грамотность педагога. Дистанционные технологии обучения». В этом случае необходимо наличие качественного технического оснащения для проведения видеосъёмки, специализированного программного обеспечения для видеомонтажа. Можно скачивать видеоролики, фильмы из Интернета, используя их в готовом виде или редактируя под свой урок. На своих занятиях применяю уже готовые видеоуроки. Всем рекомендую использовать данную форму урока в обучении школьников изобразительному искусству. Сборник видеороликов к урокам изобразительного искусства: Галерея картин. И.Левитан Галерея картин. И.Айвазовский Галерея картин. Василий Суриков Галерея картин. Алексей Саврасов Галерея картин. Иван Шишкин Галерея картин. И.Репин Видеоролик "Батальный жанр в искусстве" Видеоролик "Анималистический жанр в живописи" Видеоролик "Бытовой жанр в живописи" Видеоролик "Морской пейзаж" Видеоролик "Портрет в изобразительном искусстве" Видеоролик "Натюрморт" Художественная галерея. Живопись. Лето Художественная галерея. Живопись. Зима Художественная галерея. Живопись. Весна Художественная галерея. Живопись. Осень https://easyen.ru/load/metodika/kompleksy/sbornik_videorolikov_k_urokam_izobrazitelnogo_iskusstva/457-1-0-37376 Зимняя зарисовка «Волшебные узоры» https://easyen.ru/load/metodika/video/zimnjaja_zarisovka_volshebnye_uzory/5-1-0-37979 Заказать https://videouroki.net/catalog/17/ ВИДЕОУРОКИ. Детям о художниках
32 видеоурока + 32 презентации + 32 теста 1. Татьяна Алексеевна Маврина 2. Михаил Александрович Врубель 3. Виктор Михайлович Васнецов 4. Иван Константинович Айвазовский 5. Василий Алексеевич Ватагин 6. Аристарх Васильевич Лентулов 7. Николай Константинович Рерих 8. Владимир Михайлович Конашевич 9. Александр Николаевич Бенуа 10. Исаак Ильич Левитан 11. Алексей Кондратьевич Саврасов 12. Фёдор Степанович Рокотов 13. Дмитрий Григорьевич Левицкий 14. Илья Ефимович Репин 15. Пётр Петрович Кончаловский 16. Архип Иванович Куинджи 17. Иван Иванович Шишкин 18. Фёдор Александрович Васильев 19. Владимир Фёдорович Стожаров 20. Иван Яковлевич Билибин 21. Алексей Гаврилович Венецианов 22. Иван Петрович Аргунов 23. Василий Иванович Суриков 24. Борис Михайлович Кустодиев 25. Андрей Петрович Рябушкин 26. Павел Дмитриевич Корин 27. Михаил Андреевич Савицкий 28. Карл Павлович Брюллов 29. Василий Григорьевич Петров 30. Иван Николаевич Крамской 31. Валентин Александрович Серов 32. Зинаида Евгеньевна Серебрякова
Список литературы:
1.Гатовская Д. А. Видеоурок – новый метод обучения / Д. А. Гатовская. – Текст: непосредственный//Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. Науч. Конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2015. – с. 126-127. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7124/ 2. «Государственная Третьяковская галерея». 3. Государственный «Русский музей». 4. «Советский энциклопедически словарь» Главный редактор А.М. Прохоров, издание третье, Москва, советская энциклопедия, 1985 год.