НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АЛЬМАНАХ

«
Актуальные вопросы преподавания предметов естественно-научного цикла

Попова А. С. Уроки физики в новых условиях

Оригинал материала размещен в выпуске № 1 (39) https://f.almanah.su/39.pdf


После перехода на новый дистанционный формат обучения учителю приходится полностью пересматривать подход к организации учебного процесса. Существует много различных сервисов для создания уроков, интернет-ресурсов с уже готовыми уроками и индивидуальными заданиями.
В своей работе я использую образовательную платформу Google Classroom. Это бесплатный, несложный в настройке веб-сервис, на котором можно создать свой класс, записать в него учеников, организовать их работу и оценивать ее. Сервис дает возможность коммуникации: между преподавателем и учениками, между учащимися. С помощью Google Форм можно составлять задания различного типа и получать автоматическую проверку этих заданий. При выполнении заданий учащиеся могут по ссылкам переходить на другие образовательные ресурсы, например, Wizer.me, LearningApps. Эти и многие другие возможности Google Classroom во многом облегчают труд учителя.
Но сейчас перед учителем стоят другие вопросы: какие формы работы использовать, как организовать обратную связь, как сделать так, чтобы на протяжении всего урока поддерживать внимание детей, и чтобы каждый ученик был вовлечен в учебный процесс. Ведь ни для кого не секрет, что дети дистанционно могут и не работать, присутствовать на уроке формально, и присылать задания, переписанные у товарищей.
Казалось бы, в создавшихся условиях нужно выдумывать какие-то совершенно новые методы организации урока. Однако многие приемы, которые учитель использует на очных уроках, хорошо вписываются в новую форму, и их можно применять при проведении дистанционного урока. Рассмотрим, как некоторые из них можно применить на разных этапах урока в зависимости от формы организации учебной деятельности.

Индивидуальная форма организации учебной деятельности

Такая форма предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения либо одинаковое со всеми, либо индивидуальное задание. Это может быть решение задач, выполнение самостоятельных работ, работа с учебником, тестами, рабочими листами.
·          На организационном этапе в начале урока дети демонстрируют свою готовность к уроку. Чтобы «увидеть» детей в дистанционном режиме, можно дать им задание составить открытку с помощью сервиса «Облако слов», используя слова из пройденной ранее темы.

Рисунок 1. Открытка «Облако слов»


·          На этапе актуализации знаний учитель организует повторение ранее изученного материала, умений и навыков, связанных с темой урока и необходимых для получения нового знания. На обычном уроке учитель часто проводит устный опрос, в котором участвует несколько учащихся. Дистанционная форма урока позволяет вовлечь в такой опрос сразу весь класс. Для повторения темы «Электрический ток в металлах» и «Действия электрического тока» в 8 классе можно предложить ребятам пройти короткий Google тест с автоматической проверкой.
Вопрос 1. Какие частицы находятся в узлах кристаллической решетки металлов?
a.        электроны;
b.       положительные ионы;
c.        отрицательные ионы;
d.       нейтральные атомы.
Вопрос 2. Электрический ток в металлах представляет собой упорядоченное движение
a.        связанных электронов;
b.       свободных электронов;
c.        положительных ионов;
d.       отрицательных ионов.
Вопрос 3. Установите соответствие между действиями электрического тока и физическими явлениями:
a. Тепловое
1. Получение чистой меди
b. Химическое
2. Отклонение стрелки компаса вблизи проводника с током
c. Магнитное
3. Свечение спирали лампы накаливания
·          На этапе изучения нового материала учителю необходимо не только хорошо и понятно объяснить новый материал, но и организовать самостоятельную деятельность учащихся. Используется прием «Своя опора». Ученики составляют свой опорный конспект (например, в виде интеллект-карты). Учитель предлагает вариант составления такой карты. Этот конспект учащиеся выполняют в своих тетрадях и высылают учителю на проверку.

Рисунок 2. Вариант выполнения опорного конспекта


Групповая форма организации учебной деятельности

Такая форма предполагает активное взаимодействие между учащимися, направленное на решение учебной задачи. Класс делится на группы; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща. При этом развивается умение работать в команде, отвечать за свою работу, видеть себя со стороны, оценивать свою деятельность. Хорошо организованная групповая работа значительно улучшает психологический микроклимат на уроке.
·          На этапе закрепления изученного материала учащиеся выполняют задание «Составь предложение» в группах по 4-6 человек. Каждому ученику достается часть утверждения – продолжение или окончание. Задание выполняется в Google Таблицах. На экране учащиеся видят задание, части предложения и пустую таблицу, которую нужно заполнить. Процесс заполнения таблицы и результат работы виден всем, и сразу можно определить, чья команда выиграла.
Задание. Составь предложение. Вам нужно выбрать фрагмент предложения, номер которого совпадает с номером вашей фамилии в списке класса и поставить его в соответствующую ячейку так, чтобы предложение стало законченным.

Таблица 1. Части предложения и поля для заполнения (для одной группы)


часть предложения

1

свободных электронов представляет собой

2

кроме сверхпроводников.

3

во всех проводниках,

4

а в пространстве между ними движутся свободные электроны.

5

находятся положительные ионы,

6

электрический ток в металлах.


Начало

продолжение

окончание

В узлах кристаллической решетки металлов
 
 
Упорядоченное движение
 
 
Тепловое действие тока наблюдается
 
 



Таблица 2. Выполненное задание

Начало

продолжение

окончание

В узлах кристаллической решетки металлов
находятся положительные ионы,
а в пространстве между ними движутся свободные электроны.
Упорядоченное движение
свободных электронов представляет собой
электрический ток в металлах.
Тепловое действие тока наблюдается
во всех проводниках,
кроме сверхпроводников.

·          На этапе рефлексии проводится игра в «Города», только вместо названий городов – термины и понятия из пройденной темы. Класс делится на группы по 5-6 человек. Каждая группа получает первое слово, затем все по очереди пишут свое слово. Игру удобно проводить в Google Документах, каждая группа имеет доступ только к своему документу. Время выполнения задания ограничено.
Пример:
Электричество – ом – миллиампер – реостат – …
Заряд – диэлектрик – ключ – частица – амперметр – …

Фронтальная форма организации учебной деятельности

Это форма организации урока, при которой учитель работает сразу со всем классом. Порядок работы и темп выполнения определяет учитель. Это объяснение сложного материала, работа учеников у доски, контроль за выполнением типовых заданий.
·          На этапе актуализации знаний проводится совместная работа в Google Таблицах. Учащиеся получают доступ к таблице в Google Класс с возможностью редактирования. В режиме видеоконференции можно «вызывать к доске» учеников, причем и по одному, и сразу нескольких. Остальные учащиеся выполняют задание самостоятельно, сверяясь с «доской».

Таблица 3. Работа «у доски»

Выразите силу тока в амперах:

5,36 кА =

592,5 мА =

1894,2 мкА =

85 мА =


·          На этапе изучения нового материала учимся решать более сложные задачи. Работа в Google Класс позволяет использовать различные сервисы, например, онлайн доску. В режиме видеоконференции производится демонстрация экрана с такой доской. К ней может иметь доступ только учитель, а можно пригласить учащихся, и они тоже смогут на ней работать. Пример – решение задачи на доске (как в классе).

Рисунок 3. Работа на онлайн доске



·          На этапе контроля знаний, получения обратной связи учащиеся выполняют задания, в которых проверяется уровень усвоения нового знания, новых навыков и умений. При изучении темы «Закон Ома для участка цепи. Сопротивление проводников» в 8 классе для отработки навыков решения типовых задач используется прием «Решение задач из массива». Дети получают массив, в котором все задачи однотипные, но у каждого ученика свой вариант. Поле деятельности – Google Таблица, в которую заносятся ответы и комментарии к ним. Работа ведется одновременно, учителю видно, кто справляется с заданием, а кому нужна помощь.

Таблица 4. Этап решения задач из «массива»

Ф.И.
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Комментарии
Михаил
0,2 А
1500 кОм

Миша, проверь задачи 1 и 2
Руслан
120 В
40 Ом


Никита
0,4 А
25 Ом
0,1 Ом*мм2/м
Молодец!

Таблица 5. Задачи решены

Ф.И.
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Комментарии
Михаил
2 А
150 кОм
3 м
Молодец!
Руслан
120 В
40 Ом
2 мм2
Молодец!
Никита
0,4 А
25 Ом
0,1 Ом*мм2/м
Молодец!
Такой прием особенно эффективен для работы со слабыми учениками, для них важно, что учитель рядом, может подсказать, указать на ошибку. Такая форма обучения дает хороший результат – дети усваивают алгоритм решения задач, что проявляется в дальнейшей работе.
Применение подобных приемов поможет решить важные для учителя задачи. Частая смена видов деятельности заставит детей не отвлекаться, быть внимательным на уроке. Использование различных заданий для всего класса поможет детям оставаться вовлеченными в учебный процесс, и присутствие детей на уроке будет реальным, а не формальным.

Библиографический список

1.        Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — Гомель: ИПП "Сож", 1999 — 88 с.
2.        Конструктор урока [Электронный ресурс]. URL: https://www.sites.google.com/site/konstruktoruroka/wi-fi (дата обращения 4.01.2021).
3.        EduNeo. Актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduneo.ru/ (дата обращения 9.01.2021).
2021