Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы

Иванцова О.Е. Методические приемы педагога-вокалиста в работе с детьми

Оригинал материала размещен в выпуске № 11 (25) https://f.almanah.su/25.pdf


О музыке, о её огромном влиянии на людей мы знаем с давних времён. В настоящее время многие дети и подростки с неподдельным интересом следят за творчеством певцов–кумиров, становясь пассивными участниками различных музыкальных проектов, программ. А некоторые активно пробуют свои силы в певческом мастерстве, посещая уроки вокала.
Голос – особый дар природы человеку. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Но поющий человек не видит этот инструмент и слышит совсем не тот звук, который воспринимается окружающими. Именно поэтому важно наработать ряд ощущений, которые позволят объективно контролировать своё пение. Вспоминая оперную певицу Е. Образцову, процитирую её слова: «Пение – это ощущение внутри себя. Главное – чтобы было удобно».
Переучиваться всегда сложно, а порой даже невозможно! Поэтому лучше обучаться под руководством опытного педагога–наставника. Но и здесь, к сожалению, не всегда удаётся избежать проблем в обучении.
Так, например, одним из главных врагов начинающего певца можно назвать мышечные зажимы. Звукоизвлечение становится невозможным, если малейшее напряжение присутствует во время пения. Для снятия зажимов существует ряд упражнений, которые рекомендуется выполнять на занятиях. Это может быть пение упражнений с предметами, которые ребенок либо переносит с места на место, либо поднимает и опускает, при этом как бы не фокусирует внимание на пении, а просто выполняет действия. Есть и такие упражнения для снятия зажимов, как например, покрутить головой влево, вправо, при этом отпустить челюсть и язык “в свободное плавание”.
Нередко в моей практике случается, что некоторые дети попадают в ловушку собственных эмоций – страха спеть неправильно, не достать высокой ноты. Здесь скорее причина зажима психологическая, когда важно ребенка расслабить, отвлечь его от негативных мыслей, сконцентрировать только на позитиве, удаче в исполнении трудного места. Для этого я могу использовать прием пения сложных мест вместе с ребенком, когда он чувствует голосовую поддержку педагога. Затем вступает моя приободряющая речь во время пения: "Хорошо, молодец! Не бросай! Держи! Не бойся!", когда слушая мои реплики, ребенок отвлекается на похвалу и непроизвольно пропевает тот или иной мотив.
Не секрет, что у детей есть боязнь петь перед публикой. Что тогда? Нет ничего лучше, чем сделать зрителя своим союзником! Хорошо позвать знакомых ребенку людей (маму, бабушку, педагога по смежной дисциплине) и прослушать начинающего певца. Сначала это будет волнительно, но когда слушатель уйдет, возможно, ребенок уже не будете стесняться и зажиматься.
Известно, что звукоизвлечение может быть разным: либо петь на связках, либо использовать резонансную технику. Первый способ неприемлем для детского голоса, так как неизбежно ведет к его разрушению, а второй, выражаясь словами итальянских педагогов, позволяет «петь на проценты, не затрагивая основной капитал». То есть резонансная техника основывается на законах физиологии и выполняет главную – защитную функцию в рамках детской вокальной педагогики.
Методические приемы в работе с детским коллективом имеют свою специфику. Главное заключается в том, что необходимо учитывать возраст детей, их интересы. Приходить и работать на занятиях с детской исполнительской аудиторией педагогу следует даже с большей отдачей, нежели со взрослыми. Он должен знать психологические и физиологические особенности детей, быть им наставником, воспитателем и просто другом одновременно. Педагог должен постоянно поддерживать интерес детей, устанавливая особенный, только для его занятий эмоциональный настрой. Но за всей атмосферой доброжелательности педагогу нельзя забывать о требованиях к детям в выполнении профессионально–технологических, вокально–хоровых задач.
Разбудить в учениках эмоциональную отзывчивость на песню – важная задача педагога–вокалиста. У юных певцов эмоциональная составляющая бывает разная. Если ребёнок мало эмоциональный, то в задачу педагога входит разбудить недостаток эмоциональности путем подбора соответствующего репертуара, эмоционального показа голосом, выразительным аккомпанементом. А эмоциональным и отзывчивым детям лучше ограничить репертуар, давая спокойные произведения.
Быть успешным в вокальном творчестве (равно как и в другом виде творчества) – значит предъявлять к себе высокие требования в трудолюбии, целеустремленности и настойчивости, дисциплинированности и в умении действовать в направлении поставленной цели.

Литература

1. М. А. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей», М. 1997г.
2. Карулина З.В. "Основы вокальной безопасности", Изд. компания "Спутник+", М. 2007г.;
3. Гонтаренко Н.Б. "Сольное пение: секреты вокального мастерства", Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.;
4. Риггз С. "Пойте как звезды", Сост. и ред. Дж. Д. Карателло – СПб.: Питер, 2007г.;
2019