Пояснительная записка
Наблюдая за малышом, складывающим мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Так пустое занятие, помогающее убить время. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения.
Что такое мозаика?
Мозаика - это картина, собранная из кусочков различных материалов: стекла, смальты, камушек ракушек, бусинок, бумаги и много другого….
Процесс изотворчества в нетрадиционной технике мозаики очень интересен и полезен для детей.
Актуальность
Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мозаика вокруг нас» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель:
Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи:
Обучающие:
- овладение основами, умениями работы аппликации;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
-обучать различным навыкам работы с бумагой, природным и бросовым материалом.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, развитие речи детей;
- развитие интереса к художественному творчеству;
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус, усидчивость, целенаправленность;
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
Формы и методы работы:
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Подготовка предметно–развивающей среды:
Необходимые материалы и оборудования:
- различные материалы: природные (семечки, крупы и тд ) и бросовый (крышечки, бутылочки, трубочки от коктеля и тд.);
- бумага, пластилин, карандаши, краски, клей, кисточки;
- картотека пальчиковых игр, дидактические игры;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия 20-25 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка (группы, подгруппы) в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
Открытое занятие, мастер –класс, выставки, участие в конкурсах.
Ожидаемый результат
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
- дети освоят правила безопасности во время работы.
- дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
- у детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Перспективный план занятий.
Сентябрь.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
1
2
3
4
Бумажная мозаика
Яблоко
Бабочка
Рыба
Произвольная картина на выбор детей.
Познакомить детей с новым способом в технике мозаики – БУМАЖНАЯ МОЗАИКА.
Учить располагать мелкие детали (квадратики, треугольники) сначала по контуру рисунка, а затем в серединке; закреплять умение не выходить за контур рисунка.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение работать с клеёнкой, клеем, клеевой кистью, тряпочкой для примакивания.
Учить детей при выкладывании мозаики оставлять между деталями расстояние, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
Бумага, клей, кисть.
Октябрь.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
5
6
7
8
Бумажная (рваная) мозаика.
Животное.
Цветочная поляна
Бумажный стаканчик.
Бумажная тарелочка.
Познакомить детей со способом бумажной мозаики – РВАНАЯ МОЗАИКА.
Учить обрывать маленькие кусочки от большого листа.
Закреплять аккуратность в работе.
Бумага, клей, кисть. Бумажный стаканчик и тарелка.
Ноябрь.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
9, 10
11, 12
Мозаика из пластилина.
Мозаика из яичной скорлупы.
Закрепить с детьми свойства пластилина. Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, катать шарики и прикреплять их к плоской поверхности. Развивать мелкую моторику рук, воображение, художественный вкус, усидчивость, аккуратность.
Пластилин, шаблоны, картон, яичная скорлупа, клей.
Декабрь.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
13
14
15
16
Мозаика из пластика (коктельные трубочки)
Елочная игрушка.
Мозаика из пластика (разноцветный пластик)
Колокольчик из киндеряйца (большое).
Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Пластилин, трубочки, СД-диски, пластиковые бутылочки.
Январь.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
17.
18
19
Мозаика из природного материала (крупы, семечки, ракушки).
Снеговик
Зебра
Дерево
Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Пластилин, клей, картон, природный материал, краски.
Февраль.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
20.
21
22-23
Мозаика из пуговиц.
Петушок
Фоторамка.
Карандашница.
Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Картон, пуговицы, клей, пластилин.
Март.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
24.
25
26
27
Мозаика из шерстяных ниток.
Символ года-Корова.
Коллаж к 8 марта.
Закрепить умение детей выполнять поделку, используя нетрадиционные техники аппликации - резаных шерстяных ниток.
Нитки, клей, шаблоны, картон, ножницы.
Апрель.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
28-29
30-31
Мозаика из бусин.
Цветочный горшок.
Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.
Бусины, пластилин, картон, цветочный горшочек.
Май.
№
Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
32-35
Мозаика из пластиковых крышек.
Развивать сенсорные способности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать творческое воображение, фантазию
Пластиковые крышечки, фанера, картон, клей, гвоздики, молоток.
36
Мониторинг.
Литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2019.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. ИД Цветной мир, 2010.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. ИД Цветной мир, 2012.
4. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика. Педагогическое общество России, 2009