Построение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС

Труфанова Г. В. Программа парциального образования «Мозаика вокруг нас»

Оригинал материала размещен в выпуске № 4 (42) https://f.almanah.su/42.pdf

Пояснительная записка
 Наблюдая за малышом, складывающим мозаики, кажется, что это так просто: сиди себе втыкай фишки. Так пустое занятие, помогающее убить время. Однако за внешней простотой и доступностью скрывается сложная, тонкая, многогранная деятельность, во многом способствующая раскрытию творческого видения.
 Что такое мозаика?
Мозаика - это картина, собранная из кусочков различных материалов: стекла, смальты, камушек ракушек, бусинок, бумаги и много другого….
Процесс изотворчества в нетрадиционной технике мозаики очень интересен и полезен для детей.
Актуальность
 Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цели.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства дает возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую и умственную деятельность и подготовить ребенка к школе. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Новизной и отличительной особенностью программы «Мозаика вокруг нас» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Цель:
Развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи:
Обучающие:
- овладение основами, умениями работы аппликации;
- формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
-обучать различным навыкам работы с бумагой, природным и бросовым материалом.
Развивающие:
-развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, совершенствование движений рук;
-развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, развитие речи детей;
- развитие интереса к художественному творчеству;
- развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций.
Воспитательные:
-воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
-воспитывать и развивать художественный вкус, усидчивость, целенаправленность;
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности.
Формы и методы работы:
- Словесный – предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный – показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности – изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Подготовка предметно–развивающей среды:
Необходимые материалы и оборудования:
- различные материалы: природные (семечки, крупы и тд ) и бросовый (крышечки, бутылочки, трубочки от коктеля и тд.);
- бумага, пластилин, карандаши, краски, клей, кисточки;
- картотека пальчиковых игр, дидактические игры;
- картотека художественного слова (стихи, загадки);
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия 20-25 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка (группы, подгруппы) в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
Открытое занятие, мастер –класс, выставки, участие в конкурсах.
Ожидаемый результат
- развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
- дети освоят правила безопасности во время работы.
- дети смогут создавать сюжеты и образы и объединять их в коллективные композиции.
- освоят технику рисования нетрадиционными способами, разные техники аппликации.
- у детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
Перспективный план занятий.
Сентябрь.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
1
2
3
4
Бумажная мозаика
Яблоко
Бабочка
Рыба
Произвольная картина на выбор детей.
Познакомить детей с новым способом в технике мозаики – БУМАЖНАЯ МОЗАИКА.
Учить располагать мелкие детали (квадратики, треугольники) сначала по контуру рисунка, а затем в серединке; закреплять умение не выходить за контур рисунка.
Развивать у детей мелкую моторику рук.
Совершенствовать умение работать с клеёнкой, клеем, клеевой кистью, тряпочкой для примакивания.
Учить детей при выкладывании мозаики оставлять между деталями расстояние, следить, чтобы детали не накладывались друг на друга.
Бумага, клей, кисть.

Октябрь.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование

5
6
7
8
Бумажная (рваная) мозаика.
Животное.
Цветочная поляна
Бумажный стаканчик.
Бумажная тарелочка.
Познакомить детей со способом бумажной мозаики – РВАНАЯ МОЗАИКА.
Учить обрывать маленькие кусочки от большого листа.
Закреплять аккуратность в работе.
Бумага, клей, кисть. Бумажный стаканчик и тарелка.

Ноябрь.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
9, 10
11, 12
Мозаика из пластилина.
Мозаика из яичной скорлупы.
Закрепить с детьми свойства пластилина. Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина, катать шарики и прикреплять их к плоской поверхности. Развивать мелкую моторику рук, воображение, художественный вкус, усидчивость, аккуратность.
Пластилин, шаблоны, картон, яичная скорлупа, клей.

Декабрь.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
13
14
15
16
Мозаика из пластика (коктельные трубочки)
Елочная игрушка.
Мозаика из пластика (разноцветный пластик)
Колокольчик из киндеряйца (большое).
Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Пластилин, трубочки, СД-диски, пластиковые бутылочки.

Январь.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
17.
18
19

Мозаика из природного материала (крупы, семечки, ракушки).
Снеговик
Зебра
Дерево
Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Пластилин, клей, картон, природный материал, краски.

Февраль.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
20.
21
22-23
Мозаика из пуговиц.
Петушок
Фоторамка.
Карандашница.
 Упражнять детей в выкладывании узора на плоскости в определенном порядке в соответствии с образцом или по словесному указанию.
Картон, пуговицы, клей, пластилин.

Март.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
24.
25
26
27
Мозаика из шерстяных ниток.
Символ года-Корова.
Коллаж к 8 марта.
Закрепить умение детей выполнять поделку, используя нетрадиционные техники аппликации - резаных шерстяных ниток.
Нитки, клей, шаблоны, картон, ножницы.

Апрель.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
28-29
30-31
Мозаика из бусин.
Цветочный горшок.
Закреплять умение детей составлять предмет из частей. Закреплять знание детей о величине и цвете предметов.
Бусины, пластилин, картон, цветочный горшочек.

Май.

Занятие
Цель занятия
Материал, оборудование
32-35
Мозаика из пластиковых крышек.
Развивать сенсорные способности; развивать мелкую моторику рук, координацию движений; развивать творческое воображение, фантазию
Пластиковые крышечки, фанера, картон, клей, гвоздики, молоток.
36
Мониторинг.



Литература
1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Инновационная общеобразовательная программа дошкольного образования- М.: Мозаика-Синтез, 2019.
2. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. ИД Цветной мир, 2010.
3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. ИД Цветной мир, 2012.
4. Рябко Н.Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика. Педагогическое общество России, 2009
2021